Русские иконы СТЕНОПИСЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА Московского Кремля / Wall-Painting The Assumption (Uspensky) Cathedral The Moscow Kremlin

ИКОНА
СТЕНОПИСЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА 
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

 Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов
Central part of the cathedral
Спас Вседержитель.
Фреска центрального купола.
1642-1643.

В пяти главах  Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола – Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе - младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение»,  в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца – Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном – образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках – библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста, распространившие в своих Евангелиях свет учения Христа по всему миру.

 Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов
Central part of the cathedral
Спас Нерукотворный.
Фреска северо-западного купола.

На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухам и омовения Младенца. На северо-восточном своде – «Сретение», то есть принесение младенца Христа во храм, где его с радостью встречают старец – первосвященник Симеон Богоприимец, которому было открыто, что он не умрет прежде, чем увидит Спасителя мира, и пророчица Анна.

 Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов
Central part of the cathedral
Саваоф.
Фреска юго-западного купола.
1642-1643

На западном своде помещено «Преображение», когда на горе Фавор Христос явился своим ученикам во славе и сиянии, как сын Божий. Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде – «Сошествие во ад», то есть воскресение Христа и изведение им из ада всех праведников, искупленных его крестной жертвой.  



 Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов
Central part of the cathedral
Рождество Христово.
Фреска юго-восточного свода.
1642-1643.

На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение», когда на сороковой день после воскресения Христос на глазах своих учеников и Богоматери вознесся во славе на небо.
В люнетах представлены притчи, то есть евангельские повествования, в которых в иносказательной форме раскрывается учение Христа. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее»  и «Притча о блудном сыне», повествующие о возможности искупления грехов и спасения раскаявшихся грешников, обретших веру.

На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Она представляет библейский сюжет, повествующий о том, что иудейскому полководцу у стен Иерихона явился «архистратиг сил Господних», который остановил на небе солнце, чтобы войско Иисуса Навина могло одержать победу.

1


2


3


1. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов Central part of the cathedral Сретение.
Фреска северо-восточного свода. 1642-1643
2.  Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов Central part of the cathedral Преображение.
Фреска западного свода. 1642-1643
3. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral. Воскрешение Лазаря.
Фреска северо-западного свода. 1642-1643

4


5


6


4. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral. Сошествие во ад.
Фреска юго-западного свода. 1642-1643
5.  Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral Вознесение.
Фреска центрального свода. 1771-1773
6. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral. Исцеление расслабленного. Фреска в люнете южной стены. 1642-1643

5


6


7


7. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral
Притча о блудном сыне. Фреска в люнете северной стены. 1642-1643
8. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral Притча о мытаре и фарисее. Фреска в люнете северной стены. 1642-1643
9. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral. Уверение Фомы.
Фреска в люнете южной стены. 1642-1643

10


11


12


10.  Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов Central part of the cathedral
Святой Касторий. Фреска юго-восточного столпа. 1642-1643
11. Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов. Central part of the cathedral. Святой Порфирий.
Фреска северо-восточного столпа. 1642-1643

12. Христос, беседующий с учениками. Фреска на южной стене.
1642-1643.
Цикл «Земная жизнь Христа» Второй ярус сверху на южной и северной стене храма посвящен сценам, иллюстрирующим  учительную миссию Христа, его чудесам и исцелениям. На южной стене это – «Христос, беседующий с фарисеями», «Христос, беседующий с Петром и другими учениками», две композиции  посвящены теме «Иисус Христос в доме Марфы и Марии». Чудесам и исцелениям Христа посвящены композиции «Учение Христа о молитве», «Исцеление бесноватого», «Изобличение хулы на Духа Святого», «Иисус на обеде у фарисея, обличение законников»,  «Исцеление согбенной жены».

13


14


15


13. Христос у Марфы и Марии. Фреска на южной стене.
1642-1643
14. Исцеление бесноватого. Фреска на южной стене. 
1642-1643
15.  Тайная вечеря. Фреска на северной стене.
1642-1643.

16


17


18


16.  Моление о чаше. Фреска на северной стене.
1642-1643
17. Поцелуй Иуды. Фреска на северной стене.
1642-1643
18. Христос перед Пилатом. Фреска на северной стене.
1642-1643

19


20


21


19. 
Благовещение Анне. Фреска на южной стене.
1642-1643
20. Благовещение Иоакиму. Фреска на южной стене.
1642-1643.
21. Встреча Иоакима и Анны. Фреска на южной стене.
1642-1643

Цикл "Земная жизнь Богородицы". Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III–IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии – Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы»  и «Отвержение жертвы», изображают праведных Иоакима и Анну, приносящих в храм ежегодную жертву – двух голубей, но первосвященник не принимает ее из-за их бездетности, что в Иудее считалось большим грехом.

22


23


24


22. Иоаким и Анна приносят дары. Фреска на южной стене.
1642-1643.
23. Обличение Марии Иосифом. Фреска на северной стене.
1642-1643
24. Обличение Марии старцами. Фреска на северной стене.
1642-1643

На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу.  Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией».  За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.

25


26


27


25. Молитва Богоматери. Фреска на северной стене.
1642-1643
26. Цикл «Вселенские Соборы» II Вселенский собор.
Фреска на южной стене. 1642-1643. Фрагмент.
27. Цикл «Вселенские Соборы» I Вселенский собор. Фреска на южной стене.
1642-1643. Фрагмент.















Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.