Русские иконы УВЕРЕНИЕ ФОМЫ (Явление Иисуса Христа по прошествии восьми дней) / Russian Icon Doubting Thomas (The Incredulity of Thomas)
ИКОНА
*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Икона
Уверение
Фомы
Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов
|
Основа
сюжета — текст Евангелия от Иоанна (20:24–29). Здесь говорится о втором явлении
воскресшего Христа ученикам, собравшимся на восьмой день в доме при запертых
дверях («страха ради иудейского») вместе с Фомой, одним из двенадцати
апостолов, не присутствовавшим при первом явлении и не поверившим рассказам
видевших Иисуса апостолов. Усомнившись в Воскресении, он захотел сам увидеть и
осязать раны Распятого.
Не
отворив дверей, явившийся чудесным образом Христос потребовал от Фомы
дотронуться до ран, оставленных на его теле копьем. В ответ Фома провозгласил
свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!» Важность этого события,
соединившего мысль о истинном Воскресении Христа и явлении его на землю,
послужила причиной установления особого торжественного дня его празднования.
Икона
Уверение
Фомы
Дионисий,
школа: Москва 1500г.
Русский
музей
|
Неделей
о Фоме заканчивается Светлая пасхальная седмица. Являясь своеобразным повторением
самой Пасхи, она была названа Антипасхой и открывала собой круг недель и седмиц
целого года. С точки зрения богослужебного устава этот день играл большую роль
в распределении церковных чтений и обрядов, особенно в монастырской жизни.
Иконография сцены сложилась в раннем византийском искусстве и позже
подвергалась лишь незначительным изменениям. С XV века композиция вошла в
состав праздничного ряда древнерусского иконостаса. (И. Шалина)
Икона
Уверение
Фомы
Москва ок. 1500г.
Третьяковская
галерея
|
Икона
Уверение
Фомы
Школа: Новгород? 16в.
Нижегородский
художественный музей
Происходит
из Никольской церкви в Нижнем Новгороде.
|
Икона
Уверение
Фомы
Школа: Москва, 1560-е гг
Русский
музей
Происходит
из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского
монастыря.
|
Икона
Уверение
Фомы
Школа: Холмогоры
Архангельский
музей изобразительных искусств, Архангельск
Икона
из праздничного чина из церкви Василия Великого деревни Быстрокурье
Холмогорского района Архангельской области
|
Икона
Уверение
апостола Фомы (Иконостас Преображенской церкви). о. Кижи.
Первая
четверть XVIII века
|
Икона
Уверение
Фомы. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса Благовещенского
собора Московского Кремля. Россия, Москва. 1818.
|
Между
Деисусом и местным рядом находится ряд небольших по размеру икон. Такие иконы
называли на Руси пядницами. Наличие пядничного ряда в иконостасе – явление
редкое, специфически московское, присущее иконостасам домовых храмов.
На
протяжении нескольких веков пядничный ряд менялся не один раз. В XVII столетии
он был составлен в основном из богородичных образов. Пядницы часто заменяли,
уносили в дворцовые комнаты и дарили гостям. Часть сохранившихся икон-пядниц из
Благовещенского иконостаса представлена в экспозиции на южной галерее собора. В
начале XVIII века пядницы заменили на другие иконы с изображением праздников и
святых на весь год. В 1812 году весь ряд, за исключением двух икон с образами
Снятия с креста и Преполовения, был разграблен солдатами Наполеона. В 1818 году
иконописец Д.Г. Шумилов дописал вместо похищенных новые иконы на загрунтованном
холсте, которые вместе с сохранившимися иконами составляют сегодня ряд из
тридцати небольших по размерам двусторонних икон. В левой части стоят минеи –
так называются иконы с праздниками и святыми на каждый месяц (по пятнадцать
дней с каждой стороны), справа – изображения отдельных праздников.
Икона
Уверение
Фомы
Россия, вторая половина XVIII в.
Частное
собрание
|
Икона
Уверение
Фомы. Россия, ок. 1700 г.
Частное
собрание
|
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.