Русские иконы УВЕРЕНИЕ ФОМЫ (Явление Иисуса Христа по прошествии восьми дней) / Russian Icon Doubting Thomas (The Incredulity of Thomas)

ИКОНА
УВЕРЕНИЕ ФОМЫ 
(ЯВЛЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ПО ПРОШЕСТВИИ) ВОСЬМИ ДНЕЙ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Икона
Уверение Фомы
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов


Основа сюжета — текст Евангелия от Иоанна (20:24–29). Здесь говорится о втором явлении воскресшего Христа ученикам, собравшимся на восьмой день в доме при запертых дверях («страха ради иудейского») вместе с Фомой, одним из двенадцати апостолов, не присутствовавшим при первом явлении и не поверившим рассказам видевших Иисуса апостолов. Усомнившись в Воскресении, он захотел сам увидеть и осязать раны Распятого.

Не отворив дверей, явившийся чудесным образом Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьем. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!» Важность этого события, соединившего мысль о истинном Воскресении Христа и явлении его на землю, послужила причиной установления особого торжественного дня его празднования. 

Икона
Уверение Фомы
Дионисий, школа: Москва 1500г.
Русский музей


Неделей о Фоме заканчивается Светлая пасхальная седмица. Являясь своеобразным повторением самой Пасхи, она была названа Антипасхой и открывала собой круг недель и седмиц целого года. С точки зрения богослужебного устава этот день играл большую роль в распределении церковных чтений и обрядов, особенно в монастырской жизни. Иконография сцены сложилась в раннем византийском искусстве и позже подвергалась лишь незначительным изменениям. С XV века композиция вошла в состав праздничного ряда древнерусского иконостаса. (И. Шалина)

Икона
Уверение Фомы
 Москва ок. 1500г.
Третьяковская галерея



Икона
Уверение Фомы
 Школа: Новгород? 16в.
Нижегородский художественный музей
Происходит из Никольской церкви в Нижнем Новгороде.


Икона
Уверение Фомы
 Школа: Москва, 1560-е гг
Русский музей
Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря.


Икона
Уверение Фомы
 Школа: Холмогоры
Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск
Икона из праздничного чина из церкви Василия Великого деревни Быстрокурье Холмогорского района Архангельской области


Икона
Уверение апостола Фомы (Иконостас Преображенской церкви). о. Кижи.
Первая четверть XVIII века


Икона
Уверение Фомы. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Россия, Москва. 1818.

Между Деисусом и местным рядом находится ряд небольших по размеру икон. Такие иконы называли на Руси пядницами. Наличие пядничного ряда в иконостасе – явление редкое, специфически московское, присущее иконостасам домовых храмов.


На протяжении нескольких веков пядничный ряд менялся не один раз. В XVII столетии он был составлен в основном из богородичных образов. Пядницы часто заменяли, уносили в дворцовые комнаты и дарили гостям. Часть сохранившихся икон-пядниц из Благовещенского иконостаса представлена в экспозиции на южной галерее собора. В начале XVIII века пядницы заменили на другие иконы с изображением праздников и святых на весь год. В 1812 году весь ряд, за исключением двух икон с образами Снятия с креста и Преполовения, был разграблен солдатами Наполеона. В 1818 году иконописец Д.Г. Шумилов дописал вместо похищенных новые иконы на загрунтованном холсте, которые вместе с сохранившимися иконами составляют сегодня ряд из тридцати небольших по размерам двусторонних икон. В левой части стоят минеи – так называются иконы с праздниками и святыми на каждый месяц (по пятнадцать дней с каждой стороны), справа – изображения отдельных праздников.


Икона
Уверение Фомы
 Россия, вторая половина XVIII в.
Частное собрание


Икона
Уверение Фомы. Россия, ок. 1700 г.
Частное собрание


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.