Русские иконы ПЯТИДЕСЯТНИЦА СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ / The Pentecost, The Descent of the Holy Spirit

ИКОНА
ПЯТИДЕСЯТНИЦА. 
СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Сошествие Святого Духа
Деталь иконы «Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение»
Ок. 1341г.
Новгородский музей

Композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Деян. 1 : 5–8, 2 : 1–13) повествует о событии, происшедшем в праздник Пятидесятницы, т.е. на 50-й день после Пасхи и смерти и воскресения Спасителя. Все апостолы собрались вместе для молитвы и хлебопреломления в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, на каждого из апостолов сошел огненный язык — образ дарования Божественной благодати, «и все исполнились Духа Святого», и начали говорить на разных языках, проповедуя Христово учение всем народам. В событии Пятидесятницы исполнились слова Спасителя о ниспослании ученикам «Духа-Утешителя», который как Дух Премудрости, наставит их «на всякую истину» (Ин. 14 : 26, 15 : 26, 16 : 7). Это «крещение Духом Святым» (Деян. 1 : 5) положило основание Христовой Церкви на земле, и в этом смысле Пятидесятница, сошествие Святого Духа на апостолов, есть день рождения Церкви. Именно присутствие Святого Духа в Церкви позволяет ей сохранять неизменным евангельское учение, преподавать верующим таинства, через которые людям сообщаются дары Премудрости. Особый дар, которым Святой Дух наделяет апостолов, — это сила, позволяющая им свидетельствовать истинность Евангелия и проповедовать его во всех земных пределах (Деян. 1 : 8).

Икона
Сошествие Святого Духа
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Происходит из собора новгородского Свято-Духова монастыря.

Иконография иконы представляет поздний вариант композиции. На возвышении, среди сидящих полукругом апостолов, изображается Богоматерь, сверху, с неба, нисходят лучи Святого Духа с язычками пламени на концах. Эти язычки пламени, присутствующие в нимбе каждого апостола, детально передают слова Деяний, что «разделяющиеся языки, как бы огненные, почили на каждом из них» (Деян. 2 : 3). В нимбах сохранились плохо читаемые имена апостолов. Поскольку апостолов всего двенадцать, то в данном случае не понятно, имел ли в виду иконописец избранного на место Иуды апостола Матфея (Деян. 1 : 26) или здесь изображен присутствующий в подобной иконографии апостол Павел. Несмотря на то что Павел не мог быть с апостолами в день Пятидесятницы, он изображается на иконах, представляющих событие, так как апостол Павел позже, при призвании, «исполнился Святого Духа» (Деян. 9 : 9–17). Судя по текстам Деяний, Богоматерь могла находиться вместе с апостолами в день Пятидесятницы при сошествии Святого Духа. На иконе отсутствует характерное для развитой иконографии изображение царя-космоса с платом в руках.


Икона
Сошествие Святого Духа
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Тверь
Третьяковская галерея


Икона
Сошествие Святого Духа
Конец 15 в.
Галерея «A La Vieille Russie», Нью-Йорк, США



Икона
Сошествие Святого Духа
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Москва
Русский музей


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Русский Север
Государственный Эрмитаж


Икона
Сошествие Святого Духа
(ок.1580) США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Поморье (вотчины Соловецкого монастыря)
Вт половина XVII в.
Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск


Икона
Сошествие Святого Духа
1666г.
Церковь Троицы в Никитниках, Москва


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Палех
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Сошествие Святого Духа
Школа: Невьянск
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.