Русские иконы ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ / Russian Icon The Entombment

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Положение во гроб
Школа: Русский Север  XV в.
Государственная Третьяковская галерея

Сюжет иконы восходит к каноническим Евангелиям (Мф. 27 : 57–61; Мк. 15 : 46–47; Лк. 23 : 53; Ин. 19 : 39–42), апокрифическому Евангелию Никодима и литургическим текстам богослужения Страстной пятницы и Великой субботы.


Иконография сложилась на основе византийских нарративных композиций, таких как «Снятие со креста» и «Несение тела Христа в гробницу», из которых со временем выделился особый тип образа «Положения во гроб», или «Оплакивания». Окончательно извод сформировался к XI веку. На замысел сцены и ее литургическую символику в значительной степени повлияли служба на повечерии Страстной пятницы и изображения на шитых плащаницах. Поэтому авторы икон «Положение во гроб» стремились отразить не только определенное евангельское событие (о нем тексты лишь упоминают), но прежде всего передать те зримые образы, которые рождаются богослужением этого дня. При рассмотрении иконы в таком контексте становится понятным, почему происходящее на ней действие из реальной драмы погребения перерастает в вечно длящееся оплакивание.

Икона
Положение во гроб
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста мертвое тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и приготовлено к перенесению во гроб (Ин. 19 : 40). Над мертвым Спасителем склонились для прощания Богородица и праведные жены, одна из которых — Мария Магдалина — в отчаянии воздевает руки. За Богородицей — любимый ученик Христа Иоанн Богослов. У ног учителя — его «тайный» ученик Иосиф, родом из Аримафеи (Ин. 19 : 38). Именно он «испросил» у Пилата тело Христа и положил его в своей новой гробнице недалеко от Голгофы.

Икона
Положение во гроб Оплакивание
Школа: Псков
Русский музей



Икона
Снятие со креста, Положение во гроб, Жены мироносицы у гроба Господня
Собор св. Софии Великий Новгород 


Икона
Положение во гроб
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Снятие со креста. Положение во гроб
конец 16 в.
Русский музей

Икона из Русского музея делится на два смысловых и четыре пространственных плана. На первом плане «Положение во гроб» с предстоящими, на втором — «Снятие со креста», на третьем — слетающие ангелы и стоящие в отдалении жены, наконец, на четвертом — стены Иерусалима с бледно-розовыми арочными проемами. Справа в верхней части иконы сильно изогнутую фигуру Спасителя снимают с креста Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов и Никодим, облаченные в апостольские одежды — хитон и гиматий, им помогает благочестивый безымянный иудей. Его фигура изображена дважды: на лестнице и у ее подножия. Слева от креста Богоматерь. Тонкая и стройная ее фигура чуть отклонена назад. Она поддерживает под руки Христа и прижимается к его голове. За ней в отдалении скорбно стоят Мария Магдалина и Мария Клеопова. Внизу, у подножия креста, представлен Никодим, вынимающий гвозди из ног Спасителя.

Икона
Положение во гроб
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль


Икона
Спас в силах. Распятие. Положение во гроб. Богоматерь Знамение
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск


Икона
Положение во гроб
Школа: Поморье
Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск


Икона
Положение во гроб
Школа: Палех
Государственный музей палехского искусства, Палех


Икона
Положение во гроб
Школа: Невьянск
Частное собрание. Екатеринбург


Икона
Положение во гроб
Школа: Невьянск
Церковно-археологический музей Верхотурского Николаевского монастыря, г. Верхотурье, Россия


Икона
Положение во гроб
Школа: Невьянск
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург


Икона
Положение во гроб с избранными святыми
Русский музей


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.