Русские иконы СОБОР АРХАНГЕЛОВ / Russian icons The Synaxis of the Archangels

ИКОНА
СОБОР АРХАНГЕЛОВ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Собор Архангелов
Собор архангела Михаила
Школа: Русский Север, 15в.
Третьяковская галерея


Строго симметричную композицию образуют семь фигур архангелов, из которых фигура центрального, стоящего фронтально, заметно больше других. На его груди располагается медальон с полуфигурой юного Христа Эммануила. Слева и справа от медальона представлены, согласно надписям на их нимбах, архангелы Михаил и Гавриил, поклоняющиеся второму лицу Святой Троицы. В руках у них прозрачные сферы-зерцала с монограммой Христа IC XC.
Изображение Христа Эммануила в медальоне, занимающее центральное место в композиции, определяет ее смысловой контекст. Он предстает здесь как Господь сил, непрестанно возносящих ему славу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6 : 3). Медальон — символ незримого присутствия, подобие зеркала. 

Икона
Собор Архангелов
Деталь иконы «Шестоднев».
Третьяковская галерея


К своеобразным чертам иконографии «Собора» на иконе относится отсутствие изображений херувимов, серафимов, престолов и то, что художник ограничился семью фигурами архангелов, которые могут символизировать семь слуг Премудрости, семь даров Святого Духа согласно пророчеству Исайи (Ис. 11 : 2), семь апокалиптических ангелов хранителей Семи Церквей (Откр. 1 : 4, 20) и семь золотых светильников «Апокалипсиса»: «И, посреди семи светильников, [я увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1 : 12–13).

Икона
Собор Архангелов
Русский музей, 13 век


Из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, основанного в 1212 году (собор архистратига Михаила был освящен в 1216 году). Икона была написана, вероятнее всего, в самом Устюге во второй половине XIII века, уже после освящения собора

Икона
Собор Архангелов
Собор Архангела Михаила
Школа: Великий Устюг XVI в.
Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона
Собор Архангелов
Школа: Москва
Собрание С. В. Болдырева, Россия


Икона
Собор Архангелов
Собор архангела Гавриила
Школа: Новгород (?)
Нижегородский художественный музей


Икона
Собор Архангелов
Собор Архангела Михаила
Ярославский художественный музей, Ярославль

Согласно христианскому учению, архангел (архистратиг) Михаил возглавляет небесное воинство, то есть девять ангельских чинов, различающихся по своему служению и степени близости к Божеству. Ближе всего к Троице пребывают серафимы, херувимы и престолы. Огнеобразные, шестикрылые серафимы пламенеют любовью к Богу. Ведением тайн Божиих и глубины Господней премудрости, светом Богопознания сияют многоочитые херувимы. Через богоносных престолов проявляется Божие правосудие.

К средней иерархии ангельских чинов принадлежат господства, силы и власти. Господства господствуют над прочими чинами, оставаясь свободными. Они добровольно, радостно и непрестанно служат Богу. Силы, исполненные божественной крепости, исполняют Божию волю, творят чудеса и посылают благодать чудотворения Божиим угодникам. Власти имеют власть над дьяволом, укрощают бесов, отражают наводимые на людей искушения.


К низшей иерархии относятся начала, архангелы и ангелы. Начала направляют низших ангелов к исполнению божественных повелений. Служение архангелов состоит в том, чтобы открывать людям пророчества, познание и разумение воли Божией, укреплять в них веру. Ниже всех чинов небесной иерархии и ближе всех к людям находятся ангелы. Они возвещают меньшие тайны и намерения Господа, наставляют людей в добродетельной и праведной жизни и хранят каждого верующего.

Икона
Собор Архангелов
Собор архангела Михаила и прочих сил бесплотных
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Собор Архангелов
Собор архангела Михаила
Частное собрание 18в.


Икона
Собор Архангела Михаила с избранными святыми
1885 г.
Государственный музей Холуйского искусства, с. Холуй, Иваново,



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.