Русские иконы Спас Смоленский / Russian icons Saviour of Smolensk

ИКОНА
СПАС СМОЛЕНСКИЙ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Спас Смоленский, с притчами
Середина — третья четверть XVI в.
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва,

Образ благословляющего Христа, изображенного в рост, с раскрытым Евангелием в левой руке, с ангелами, держащими орудия страстей, по сторонам от Него, с припадающими к Его ногам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским получил в русской традиции название «Спаса Смоленского».
 Источником иконографии считается известный в византийском искусстве образ стоящего благословляющего Христа с закрытым Евангелием, получивший наименование «Христа Халкитиса» — по несохранившейся мозаике, украшавшей главные ворота константинопольского императорского дворца (Халки). Это был весьма распространенный тип изображения Спасителя, но в русском искусстве самостоятельные иконы Спасителя, представленного в рост, нечасты и, как правило, сопровождаются образами припадающих в молении святых.

Икона
Спас Смоленский, с припадающими женами и праздниками
Духовской Степан Евфимьев (Дьяконов) (?)
Школа: Ярославль Церковь Илии Пророка, Ярославль

Вероятно, первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и ангелами с орудиями страстей была помещена над Фроловскими воротами Московского Кремля в память о взятии Смоленска 1 августа 1514 г.3 Скорее всего, на Фроловских воротах Спаситель был изображен с припадающими к Его стопам женами-мироносицами. Этот образ, дополненный ангелами с орудиями Страстей Господних, видимо, ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска

Клейма:
1.         Святая Троица
2.         Благовещение
3.         Рождество Христово
4.         Сретение
5.         Богоявление
6.         Воскрешение Лазаря
7.         Вход в Иерусалим
8.         Преображение
9.         Распятие
10.       Снятие с креста
11.       Положение во гроб
12.       Воскресение — Сошествие во ад
13.       Уверение Фомы
14.       Жены мироносицы у Гроба Господня
15.       Преполовение
16.       Вознесение
17.       Сошествие Святого Духа на апостолов
18.       Святая Троица (Гостеприимство Авраама)
19.       Успение Богоматери

20.       Воздвижение Креста


Икона
Спас Смоленский, с Ангелом-хранителем и великомучеником Феодором Стратилатом
Кинешемцев Гурий Никитин (круг)
Школа: Кострома Конец XVII в.
Церковь Воскресения на Дебре, Кострома,



Икона
Спас Смоленский, с архангелом Михаилом и Ангелом-Хранителем
Школа: Кострома Конец XVII в.
Собрание М. В. Е., Россия,


Икона
Спас Смоленский, с припадающими святыми
Первая четверть XVIII в.
Муромский историко-художественный музей, Муром,
Происходит из Николо-Набережной церкви в Муроме.


Икона
Спас Смоленский, с преподобными Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином
Школа: Новгород
Середина — третья четверть XVIII в.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник, Новгород,


Икона
Спас Смоленский, с припадающими митрополитом Петром и преподобным Ефремом Перекомским
Ефрем, монах, Петр, монах
Школа: Русский Север 1760 г.
Частное собрание

Икона      
Спас Смоленский с предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.