Русские иконы Спас Смоленский / Russian icons Saviour of Smolensk
ИКОНА
*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Икона
Спас
Смоленский, с притчами
Середина
— третья четверть XVI в.
Благовещенский
cобор Московского Кремля, Москва,
|
Образ
благословляющего Христа, изображенного в рост, с раскрытым Евангелием в левой
руке, с ангелами, держащими орудия страстей, по сторонам от Него, с
припадающими к Его ногам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским получил в
русской традиции название «Спаса Смоленского».
Источником
иконографии считается известный в византийском искусстве образ стоящего
благословляющего Христа с закрытым Евангелием, получивший наименование «Христа
Халкитиса» — по несохранившейся мозаике, украшавшей главные ворота
константинопольского императорского дворца (Халки). Это был весьма
распространенный тип изображения Спасителя, но в русском искусстве
самостоятельные иконы Спасителя, представленного в рост, нечасты и, как
правило, сопровождаются образами припадающих в молении святых.
Икона
Спас
Смоленский, с припадающими женами и праздниками
Духовской
Степан Евфимьев (Дьяконов) (?)
Школа:
Ярославль
|
Вероятно,
первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и ангелами с орудиями
страстей была помещена над Фроловскими воротами Московского Кремля в память о
взятии Смоленска 1 августа 1514 г.3 Скорее всего, на Фроловских воротах
Спаситель был изображен с припадающими к Его стопам женами-мироносицами. Этот
образ, дополненный ангелами с орудиями Страстей Господних, видимо,
ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ
Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска
Клейма:
1. Святая Троица
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Сретение
5. Богоявление
6. Воскрешение Лазаря
7. Вход в Иерусалим
8. Преображение
9. Распятие
10. Снятие с креста
11. Положение во гроб
12. Воскресение — Сошествие во ад
13. Уверение Фомы
14. Жены мироносицы у Гроба Господня
15. Преполовение
16. Вознесение
17. Сошествие Святого Духа на апостолов
18. Святая Троица (Гостеприимство Авраама)
19. Успение Богоматери
20. Воздвижение Креста
Икона
Спас
Смоленский, с Ангелом-хранителем и великомучеником Феодором Стратилатом
Кинешемцев
Гурий Никитин (круг)
Школа:
Кострома Конец XVII в.
Церковь
Воскресения на Дебре, Кострома,
|
Икона
Спас
Смоленский, с архангелом Михаилом и Ангелом-Хранителем
Школа:
Кострома Конец XVII в.
Собрание
М. В. Е., Россия,
|
Икона
Спас
Смоленский, с припадающими святыми
Первая
четверть XVIII в.
Муромский
историко-художественный музей, Муром,
Происходит
из Николо-Набережной церкви в Муроме.
|
Икона
Спас
Смоленский, с преподобными Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином
Школа:
Новгород
Середина
— третья четверть XVIII в.
Новгородский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород,
|
Икона
Спас
Смоленский, с припадающими митрополитом Петром и преподобным Ефремом
Перекомским
Ефрем,
монах, Петр, монах
Школа:
Русский Север 1760 г.
Частное
собрание
|
Икона
Спас
Смоленский с
предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.