Русские иконы Григорий Богослов († 389) / Russian icons Gregory The Theologian († 389)

  ИКОНА

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ 
*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Иоанн Златоуст Из деисусного чина Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святой Православной и Католической церквей, архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Григорий родился около 325 года, в Арианзе (поместье отца) близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и Нонна. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. Все члены семьи почитаются как святые. О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни»

Святитель Григорий Богослов Из деисусного чина

Первая треть XVI в.Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия

Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. 


Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов 

Школа: Псков.Первая половина XVI в.

Государственный исторический музей, Москва,

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — творцы литургии. Творения всех трех святителей были известны на Руси в славянских переводах не позднее XI века.Согласно своему выдающемуся положению среди иерархов православной церкви, носителей и проповедников Божественной Премудрости, они изображались, как правило, во всех монументальных ансамблях начиная с XI–XII веков в композиции святительского чина в апсидах храмов. 

Святитель Григорий Богослов

Из деисусного чина

Первая половина — середина XVI в.

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Скончался Григорий 25 января 389 года в Арианзе, где и был похоронен. В своём завещании (составленном вероятней всего в 381 году) Григорий, исполняя волю своего отца, отдал своё фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году часть мощей святителя Григория была вывезена в Рим


Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)

Савин Никифор Истомин.Начало XVII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией

Чирин Прокопий Иванович

Начало XVII в.

Покровский собор Рогожского кладбища, Москва,



Святитель Григорий Богослов

Деталь столбика Царских врат.

Муромский музей

Середина XVII в.


Появление иконографии трех Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослоа и Иоанна Златоуста связано с чудом явления этих отцов Церкви в 1084 году митрополиту Иоанну Евхаитскому. Они повелели ему почитать всех трех одинаково перед Богом и прекратить распри между их последователями — василианами, григорианами и иоаннитами, спорившими о том, кто из святителей занимает более высокое положение в церковном почитании. В результате было установлено празднование Собора Вселенских учителей.

На иконах с изображением Собора святители обычно изображаются в рост, прямолично, в святительских одеждах с книгами или свитками в руках. В центре обычно помещали Иоанна Златоуст, реже, как на иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва — Григория Богослова.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Школа или худ. центр: Русский Север





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.