Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ЯРОСЛАВСКАЯ / Russian icons Our Lady of Yaroslavl

 ИКОНА

БОЖЬЯ МАТЕРЬ ЯРОСЛАВСКАЯ 

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Богоматерь Ярославская

Школа: Москва

Государственная Третьяковская галерея,  Москва

Празднование иконе совершается 8 июня по юлианскому календарю.

Сведения о происхождении иконы крайне скудны. Предание связывает её со святыми князьями Василием и Константином, которые в XIII веке принесли её в Ярославль. Мощи братьев обретены в 1501 году и помещены между столбов нового каменного Успенского собора под родовыми иконами, среди которых была и Ярославская. Позднее в честь иконы был освящён нижний храм церкви Ильи Пророка.

Первообраз иконы утрачен

Богоматерь Ярославская

Ярославский художественный музей, Ярославль

Ярославская икона относится к поясному типу Умиления. Богомладенец изображён с правой стороны Богородицы, которая наклонила к нему свою голову так, что их лики соприкасаются. Младенец Иисус рукой держится за подбородок Девы Марии, ступни его ножек сдвинуты.

«Традиционный тип „умиления“ обогащён прелестным мотивом: правой рукой Христос прикасается к подбородку Марии, левой — к борту её плаща. Тем самым ещё сильнее подчёркивается сердечность во взаимоотношениях матери и сына».

Икона известна по многочисленным спискам. Самим ранним является список первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи. Список 1500 года был вложен вдовой последнего ярославского князя в Троице-Сергиеву лавру.

Богоматерь Ярославская

Государственный музей Новодевичьего монастыря, Москва

Вклад в церковь Николы на Липне близ Новгорода монаха Пафнутиев-Боровского монастыря Игнатия.



Богоматерь Ярославская

Школа: Центральная Россия

Середина XVI в.

Собрание А. И. Былинкина, Россия

Сохранность: Живопись иконы, сохранившаяся в пределах контура изображения, не соответствует характеру обработки доски. Вероятно, она находится на врезке в позднюю доску. Но поскольку заметных признаков врезка не имеется, нельзя исключить, что первоначальная доска иконы была заново обработана в конце XIX века. Именно этим временем датируется грунт с позолотой на фоне, полях и нимбах, а также ассистное золочение на одеяниях Марии и Младенца и темные описи черт ликов и прядей волос Младенца. На мафории Богоматери левкасная вставка внизу слева.

Реставрация: Реставрирована в В. М. Момотом в 2004 году.

Богоматерь Ярославская

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад



Богоматерь Ярославская

15 век

Собрание Воробьевых, Москва


Богоматерь Ярославская с Деисусом и избранными святыми

Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск


Богоматерь Ярославская




Богоматерь Ярославская

Ярославская областная общественная организация художников, иконописцев,  реставраторов  "София"





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.