Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ / Russian icons Virgin Mary "Unfading Flowers"
Богоматерь Неувядаемый Цвет, XVIII век, Третьяковская галерея |
Празднование в честь иконы в Православной церкви совершается 3 (16) апреля, проходило также 31 декабря (13 января)
Создание образа относят к XVII веку на Афоне (по другим источникам, место создания — Константинополь). Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Художественный элемент сформировался под влиянием западной традиции иконографии.
Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, может иметь непокрытую голову. Это указывает на разнородность иконографических источников икон.
Один из иконографических типов — Богоматерь держит на левой руке младенца Христа, а белые лилии (иногда розы или другие цветы) держит либо Богоматерь, либо Христос. Лилии в иконографии — символический цветок Девы Марии, её чистоты и непорочности, неувядаемости её девства[1], именно их преподносит архангел Гавриил Богоматери в день Благовещения. Роза как царица цветов и универсальный символ любви также является цветком Богородицы. Другой тип — Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком подножии (престоле), она поддерживает его левой рукой, а в правой у неё процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богоматери как «жезла из корени Иессеева»).
Дата создания и имя художника определены на основании записи, сделанной на иконе Спаса Вседержителя из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы в Голутвине, откуда происходит икона «Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Из надписи следует, что «все святые иконы сей церкви» написаны в 1691 г. Тихоном Филатьевым, жалованным иконописцем Оружейной палаты. Точные годы жизни художника не установлены. Подписные иконы с его именем и датой написания известны с последней четверти XVII в. до начала XVIII в.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева была создана до прославления образа из Алексеевского монастыря. Богоматерь представлена в рост, стоящей на херувимах, в белом плате, с лилией, символом девства, в руках; Младенец держит в руке сферу — «державу» — символ власти. Вероятно, все эти особенности опираются в качестве источника на европейскую гравюру.
Икона Богоматери «Неувядаемый цвет», со святыми на полях
Середина — вторая половина XIX в. Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.