Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ / Russian icons Virgin Mary "Unfading Flowers"

      ИКОНА

БОЖЬЯ МАТЕРЬ  НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ


Богоматерь Неувядаемый Цвет, XVIII век, Третьяковская галерея

Празднование в честь иконы в Православной церкви совершается 3 (16) апреля, проходило также 31 декабря (13 января)

Создание образа относят к XVII веку на Афоне (по другим источникам, место создания — Константинополь). Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Художественный элемент сформировался под влиянием западной традиции иконографии.

Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, может иметь непокрытую голову. Это указывает на разнородность иконографических источников икон.


Один из иконографических типов — Богоматерь держит на левой руке младенца Христа, а белые лилии (иногда розы или другие цветы) держит либо Богоматерь, либо Христос. Лилии в иконографии — символический цветок Девы Марии, её чистоты и непорочности, неувядаемости её девства[1], именно их преподносит архангел Гавриил Богоматери в день Благовещения. Роза как царица цветов и универсальный символ любви также является цветком Богородицы. Другой тип — Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком подножии (престоле), она поддерживает его левой рукой, а в правой у неё процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богоматери как «жезла из корени Иессеева»).


В России наибольшей известностью пользовался образ «Богоматери — Неувядаемый цвет» московского Алексеевского девичьего монастыря, прославившийся после 1757 года.




Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»
Филатьев Тихон Иванов
Школа или худ. центр: Москва 1691 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Дата создания и имя художника определены на основании записи, сделанной на иконе Спаса Вседержителя из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы в Голутвине, откуда происходит икона «Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Из надписи следует, что «все святые иконы сей церкви» написаны в 1691 г. Тихоном Филатьевым, жалованным иконописцем Оружейной палаты. Точные годы жизни художника не установлены. Подписные иконы с его именем и датой написания известны с последней четверти XVII в. до начала XVIII в.


Школа или худ. центр: Оружейная палата Московского Кремля XVII в.
Дерево, левкас, темпера, серебро; золочение, резьба.
Государственный музей Новодевичьего монастыря, Москва, Россия


Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»
Школа или худ. центр: Москва
Первая половина XVIII в.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева была создана до прославления образа из Алексеевского монастыря. Богоматерь представлена в рост, стоящей на херувимах, в белом плате, с лилией, символом девства, в руках; Младенец держит в руке сферу — «державу» — символ власти. Вероятно, все эти особенности опираются в качестве источника на европейскую гравюру.


Икона Богоматери «Неувядаемый цвет», со святыми на полях

Середина — вторая половина XIX в. Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.