Русские иконы. А. Рублев ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ С АКАФИСТОМ / Russian icons Andrej Rublëv Our Lady

  ИКОНА

Андрей Рублев 
ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ С АКАФИСТОМ 
в 24-х клеймах
1550–1560-е 

Похвала Богоматери с Акафистом в 24-х клеймах 1550–1560-е 
Дерево, левкас, темпера. 147 x 113,5 x 3,8
Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Средник иконы с изображением "Похвалы Богоматери" и ее клейма, иллюстрирующие Акафист (церковное песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник), составляют единую тему, связанные общими образами и символами. Вокруг восседающей на троне Марии одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой "приосененной", Иезекииль - с закрытыми вратами, Иеремия - с каменной скрижалью Завета, Иаков - с лествицей, Аарон - с цветущим жезлом, Гедеон - с руном, Моисей - с горящей купиной, Даниил - с горой, Давид - с ковчегом, Исайя - с клещами. Внизу - коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. (описание - ГРМ)

В изображения всех праобразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой "предуготовленный престол", "храм одушевленный", "чертог бессмертия", "скинию богоукрашенную", "вместилище Бога невместимого". Полуфигура Спаса Эммануила над ней - символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11: 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — "посредницы закона благодати ... яснейшему исполнению всякого пророчества" — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.Иконография "Похвалы" сложилась в византийском искусстве. Одним из литературных источников ее могла быть литургическая песнь из канона святого Германа Царьградского (VIII в.). (описание - ГРМ)



























Деталь средника иконы

©Русский музей





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.