Русские иконы БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР ИКОНЫ Московского Кремля / Russian icons The Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin.

 ИКОНА

ИКОНЫ  БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА Московского Кремля
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля. 1896 г.; конец XVIII - середина XIX вв. - части

Благовещенский иконостас включает почти сто икон, поставленных друг над другом в шесть рядов: местный, пядничный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий (снизу вверх).

В древности икон было больше, так как часть из них стояла «в заворот», то есть заходила на северную и южную стены собора. Сейчас подобное размещение икон сохранилось только в нижнем ярусе иконостаса.

Высокий многоярусный иконостас становится средоточием русского храма с конца XIV– начала XV века. Смысл высокого иконостаса, который со временем превратился в глухую стену, полностью скрывшую алтарь от взоров молящихся, теснейшим образом связан с ходом и текстами церковной службы и является ее живописной интерпретацией. В истории его развития на Руси иконам деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора принадлежит исключительная роль как самым древним из сохранившихся. Эти иконы, созданные в эпоху расцвета русской культуры на рубеже XIV–XV веков, давно признаны центральным памятником московской школы иконописи. (Описание Музеи Московского Кремля)

1


2


3


1 Икона. "Собор Архангела Гавриила" 60-е гг. XVI в - живопись; XVI в - оклад
2 Икона "Собор Богоматери" в окладе. 1560-е гг.
3 Икона "Архангел Гавриил" из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Автор: Феофан Грек (?). Последняя четверть XIV в.
 
4


5


6


4. Икона "Богоматерь с младенцем на престоле, с предстоящими пророками Давидом и Соломоном" в окладе, из иконостаса придела Архангела Гавриила Благовещенского собора. Новгородский мастер (?). 1560-е гг.
5. Икона "Святой Иоанн Предтеча" в окладе, из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора. 1560-е гг.
6. Икона. "Николай Чудотворец" с житием в девятнадцати клеймах. Автор: Ухтомской Федот Феофанович. 1699 г.


7


8


9


7. Икона-врезок "Праотец Мельхиседек", из праотеческого ряда иконостаса Благовещенского собора. Около 1771, живопись врезка - середина XVI в.
8. Икона-врезок "Иисус Навин", из праотеческого ряда иконостаса Благовещенского собора. Около 1771, живопись врезка - середина XVI в.
9. Икона-врезок "Праотец Иосиф", из праотеческого ряда иконостаса Благовещенского собора. Около 1771, живопись врезка - середина XVI в.

10


11


12


10 Икона двухчастная. "Сошествие во ад" и "Архангел Гавриил", в окладе. 1560-e гг.
11 Икона двухчастная. "Рождество Христово" и "Николай Чудотворец", в окладе. 1560-e гг.
12 Икона двухчастная. "Крещение" и "Архангел Михаил" 1560-e гг.

13


14


15


13 Икона. "Благовещение" в окладе. 1560-e гг.
14 Икона. "Вход в Иерусалим" в окладе. 60-е гг. XVI в - живопись; XVI в - оклад
16 Икона. "Рождество Христово" Первая четверть XV в.

17


18


19


17 Икона двухчастная. "Сретение" и "Апостол Петр", в окладе. 1560-e гг.
18 Икона двухчастная. "Распятие" и "Иоанн Предтеча", в окладе. 1560-e гг.
19 Икона двухчастная. "Вознесение" и "Апостол Павел", в окладе. 1560-e гг.

20


21


22


20 Икона двухчастная в окладе. "Сошествие Св.Духа", "Иоанн Златоуст" в окладе. Около 1567 г.
21 Икона двухчастная в басменном окладе. "Сошествие в ад" и "Архангел Гавриил" Около 1567 г.
22 Икона двухчастная. "Благовещение" и "Св. Георгий" в окладе. Около 1567 г.

23


24


25


23 Икона. "Благовещение Устюжское" с Акафистом Богоматери в клеймах, первая четверть XVII в.
24 Икона. "Сорок севастийских мучеников" в окладе. Вторая половина XVI в.
25 Икона "Богоматерь Тихвинская", в раме с клеймами сказания к иконе "Богоматерь Тихвинская" Третья четверть XVI в.

26


27


28


26 Икона "Спас Смоленский, с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, c евангельскими притчами" 1550-1560-е гг.
27 Икона "Страшный суд" Середина XVI в.
28 Икона "Богоматерь Смоленская" в окладе. 1560-е гг.

29


30


31


29 Икона. "Богоматерь Владимирская" Начало XVI в.
30 Рама к иконе. "Богоматерь Донская " Мастер: Жуков Семен. Живопись - начало XVIII в.; оклад - 1838 г.
31 Икона "Богоматерь Одигитрия" в окладе. Первая треть XIV в., рясны - XV в., звезда на оплечье - вторая половина XV в., оплечье - середина XVI в. - вторая половина XV в.

ДРЕВНИЕ ИКОНЫ ГЛАВНОГО СОБОРНОГО ИКОНОСТАСА

32


33


34


32 Столпник Симеон. Икона  из деисусного чина главного иконостаса. Фрагмент.
Москва, XVI в., запись XVII в.
33 «Четырехчастная». Икона местного ряда главного иконостаса. Псков, 1547-1551.
34 Спас на престоле. Икона местного ряда главного иконостаса Новгород, 1337.
Запись XVI-XVII вв.

35


36


37


35 Минеи. Май месяц. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса
Москва Конец XVII-начало XVIII вв.
36 Уверение Фомы. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса.
Россия, Москва. 1818 Шумилов Д.Г.
37. Неделя всех святых. Двусторонняя икона пядничного ряда главного иконостаса Россия, Москва 1818 Автор: Шумилов Д.Г.






Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.