ИКОНА
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с 16 клеймами жития
Псков. XVI век
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с 16 клеймами жития
Псков. XVI век Дерево три доски с ковчегом, темпера две встречные шпонки, левкас.
Происходит из церкви Богоявления с Запсковья на р. Псковы (церковь возведена в 1496).
Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом.
Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи. С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».
Именования Иоанна Крестителя «Предтечей» нет в Новом Завете (точнее, оно применяется собственно к Иисусу Христу, например в Послании к Евреям 6:20). Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у гностика Гераклеона (II век) в его комментарии к Евангелию от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход. В православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».
Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона, Лк. 1:5), пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
После того как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её, и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41). (Таким образом, своей матери Иоанн предсказал Мессию, ещё будучи в утробе.)
Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника). Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно.
К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл и Иисус с целью принять крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21—22).
©Русский музей
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.