Русские иконы ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ / Russian icons Christ Pantocrator

 ИКОНА

Христос Вседержитель на престоле

1682 (?)



Христос Вседержитель на престоле Ок. 1682 (?) Пост. в 1931 с зарубежной выставки 1929–1932 через Антиквариат; ранее (с 1924?) — в Ярославском музее 

Происходит из местного ряда иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (располагалась справа от Царских врат), Ярославль

Раскрыта в Ярославском отделении ЦГРМ Н. И. Брягиным (в левой части) (1925–1926) Раскрыта в ЦГРМ Д. М. Тюлиным (полностью), при раскрытии оставлена запись на правой руке Христа, искажающая авторское перстосложение (1928–1929)

Христос с раскрытым Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки обращается к смотрящим на него. Возле его ног — коленопреклоненные Марфа и Мария — сестры четверодневного Лазаря, воскрешенного Спасителем; над престолом парят два ангела с орудиями страстей.

Как и на других иконах Холмогорца, изображение Спасителя, сидящего на золотом, богато украшенном троне, плотно вписано в плоскость средника и отделено от клейм узкой, орнаментированной по углам рамкой, заключающей исполненную вязью надпись. Семен Спиридонов акцентирует в ней темы, обозначенные в программе иконы. Текст составлен из тропаря и кондака Всемилостивому Спасу (служба на происхождение честных древ Креста Господня, 1 августа ст. ст.): «С вышних призирая, убогия приемля, при(з)ри Спасе (сверху) и посети насъ озлобленныхъ грехи, Владыко всемилостиве, молитв ради Богородицы, даруи душам нашим велию м(и)л(о)сть» (справа), «Всякия скверны, всемилостивыи Спасе, азъ бых делатель и во отчаяния ровъ впадохъся, но стеню от серъдца» (слева) и «вопию к тебе, Слове, ускори щедри и подщися на помощь нашю яко милостив» (внизу). (Описание Государственный Русский Музей) 

В основу композиции средника положена иконография центральных икон деисусных рядов иконостасов в том их варианте, который был издавна характерен для Великого Новгорода и северных земель. Иисус Христос восседает на престоле с раскрытым Евангелием, стоящим на левом колене, Его ноги покоятся на диагонально утвержденном подножии, правая рука поднята в жесте благословения. Однако текст в раскрытом Евангелии необычен: он представляет собой обширную цитату и восходит к тексту Евангелия от Матфея, содержащему пророчество о Страшном суде (Мф. 25: 31–34). 

 В верхней части средника изображены два ангела с орудиями Страстей — крестом, копием, тростью и губой, а у подножия Спасителя ― две жены, Марфа и Мария, сестры Лазаревы. Марфа изображена коленопреклоненной, внимающей словам Верховного Судии, Мария — припадающей к ногам Учителя и отирающей Его ноги волосами.

(Описание ГРМ)

1. Четыре Евангелиста; 

2. Рождество Христово; 3. Бегство в Египет

3. Бегство в Египет

4. Сретение; Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.

 5. Преполовение; (середина между Пасхой и Пятидесятницей (днём Святой Троицы). 
Иконописцы отражают содержание праздничного Евангельского чтения Ин. 7:14-30

 6. Пророчество Иоанна Предтечи о Христе

7. Крещение; 

8. Искушение Христа; 

9. Брак в Кане Галилейской; 

 11. Исцеление слепорожденного. Исцеление расслабленного; 

10 Христос и самарянка;

12. Христос и грешница; 
 
13. Притча о лепте бедной вдовы; 

14. Изгнание торгующих из храма;



15. Исцеление бесноватых. Исцеление кровоточивой жены; 

16. Пир в доме Симона фарисея;

17. Исцеление десяти прокаженных; 
Идя в Иерусалим, Господь с учениками проходил между Самарией и Галилеей. Подойдя к одному селению, они встретили десять прокаженных. Проказа, тяжелая, очень заразная болезнь, поражающая кожу и внутренние органы человека, считалась в Израиле наказанием Божиим, а человек, страдающий проказой, считался духовно нечистым, и ему запрещалось жить в городах и селениях. Собираясь вместе, прокаженные не имели права даже приближаться к остальным людям и должны были оповещать проходящих криками: «Нечист! нечист!» Если человек каким-нибудь образом очищался от проказы, его выздоровление должен был засвидетельствовать священник.

Остановившись вдали, эти десять прокаженных начали громко кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». Увидев их, Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Поверив Иисусу Христу, они пошли и очистились от проказы. Один из них, видя, что он исцелен, возвратился к Иисусу, прославляя Бога, упав на колени, благодарил Его. И этот человек был самарянин. Тогда Господь сказал: «Не десять ли очистились, где же девять? Почему же они не возвратились воздать славу Богу, а только этот иноплеменник?»

И Он сказал исцеленному: «Встань, иди! Вера твоя спасла тебя». 
(описание сайт: Православие.ру)

19. Воскрешение Лазаря; 


18. Преображение; описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви. 

20. Вход Господень в Иерусалим;

21. Тайная вечеря. Омовение ног; 

22. Христос в Гефсиманском саду. Целование Иуды; 

23. Христос перед Каиафой; 

24. Христос перед Пилатом; 

25. Пилат умывает руки; 

26. Распятие;

27. Положение во гроб; 


28. Воскресение Христово. (Расположены слева направо, сверху вниз).

© Государственный Русский музей





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.