ИКОНА
Верую (Символ веры)
Круг Гурия Никитина. 1668—1669
"Верую" (Символ веры) Круг Гурия Никитина. 1668—1669 Дерево, левкас, темпера.
Пост. в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932/
Происходит из церкви святого Григория Неокессарийского на Полянке в Москве
Государственный русский музей
Церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, откуда происходят иконы «Символ веры» и «Отче наш...», была воздвигнута в камне на месте старого деревянного храма на средства царя Алексея Михайловича и его духовника Андрея Саввиновича Постникова. Над созданием иконостаса «красной» церкви работали лучшие мастера своего времени: Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Иван и Федор Карповы и другие. Иконы «Символ веры» и «Отче наш...» были парными и располагались в местном ряду.
Андрей Постников был сторонником реформ патриарха Никона. Возможно, включение в состав иконостаса образов, иллюстрировавших тексты главных христианских молитв, было обусловлено стремлением подчеркнуть законность «книжной справы», в ходе которой был отредактирован текст Символа веры.
Иконы относятся к так называемым символико-аллегорическим или мистико-дидактическим образам, получившим распространение с середины XVI столетия.
1–3. «Верую во единаго Бога Отца…». Отечество, силы небесные. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы;
Согласно сведениям письменных источников, иконы «Символ веры» существовали на Руси уже в XV веке, однако по сохранившимся памятникам они прослеживаются лишь с XVII столетия. Икона состоит из двенадцати клейм, в которых последовательно изображены композиции на слова молитвы.
1–3. «Верую во единаго Бога Отца…». Отечество, силы небесные. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы;
Символ веры — краткое изложение сущности христианского вероучения. Первый символ веры был дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных ученикам перед Вознесением: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф 28: 19-20; Мк 16: 15). На первом Вселенском соборе, состоявшемся в Никее в 325 году, был составлен и утвержден Символ веры, дополненный также в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе.
1–3. «Верую во единаго Бога Отца…». Отечество, силы небесные. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы;
4. «Нас ради человек…». Рождество Христово. Благовещение;
5. «Распятаго же за ны…». Распятие. Положение во гроб;
6. «И воскресшаго в третий день…». Сошествие во ад. Воскресение;
7. «И восшедшаго на небеса…». Вознесение Господне;
8. «И паки грядущаго со славою…». Страшный суд;
9. «И в Духа Святаго…». Сошествие Святого Духа;
10. «…Глаголавшаго пророки. И во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Пророки. Апостол Петр у дверей храма;
11. «Исповедаю едино крещение…». Проповедь апостола Петра. Крещение народа;
12. «Чаю воскресения мертвых». Видение Иезекииля;
13. «И жизни будущаго века. Аминь». Небесный Иерусалим.
© Государственный Русский музей
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.