Русские иконы ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ "В БЫТИИ " / Russian icons Holy Trinity Icon

 ИКОНА

Троица Ветхозаветная "в бытии"

Середина — вторая половина XVI века


Троица Ветхозаветная "в бытии" Середина — вторая половина XVI века. 
Дерево, левкас, темпера, металл. 160,7 х 125 х 3,4  Пост. в 1914 из Покровского монастыря в Суздале. Происходит из церкви Покрова Богородицы Покровского монастыря в Суздале.
Государственный Русский Музей

Икона считалась одной из главных святынь Покровского храма. Содержанием ее является воплощение и утверждение истинности догмата о троичности Бога. Смысловым, идейным и композиционным центром является средник иконы — изображение Святой Троицы в образе трех ангелов. Иконография средника восходит к "Троице" преподобного Андрея Рублева, ставшей в эту эпоху своеобразным эталоном для иконописцев.  

В клеймах иконы дана развернутая картина мира в его главных событиях, описанных в Книге Бытия и толкованиях на нее. Содержание клейм основано на тексте Толковой Палеи, из которой выбраны сюжеты, разъясняющие сущность догмата о Святой Троице. Подобные иконы, изображающие "деяния" Троицы, получили распространение во второй половине XVI века. По-видимому, все они в той или иной степени следовали образцу, созданному для Благовещенского собора Московского Кремля после опустошительного пожара 1547 года. (описание ГРМ)

Средник

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений» изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями.

Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.

Клейма

Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενία) Авраама» — явления ему трех ангелов. В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.

Клейма

Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.

Клейма

Клейма
1.                  Сотворение мира
2.                  Творение земли и воды, отделение воды от суши
3.                  Свержение падших духов
4.                  Сотворение Адама и грехопадение
5.                  Изгнание из рая
6.                  Строительство Ноева ковчега
7.                  Строительство Вавилонской башни



8.             Авраам встречает Троицу


9.                Авраам омывает ноги путникам



10.              Сарра готовит хлеб
11.              Авраам и Сарра служат Троице во время трапезы
12.              Авраам провожает путников
13.              Три уходящих ангела-путника










14.              Гибель Содома и жена Лота, обратившаяся в соляной столп
15.              Спасение дочерей Лота
16.              Жертвоприношение Авраама
17.              Сон Иакова
18.              Пророчество Валаама о Моисее
19.              Явление Моисею Неопалимой Купины
20.              Переход евреев через Красное море
21.              Моисей на горе Синайской и битва израильтян с амаликитянами
22.              Изведение Моисеем воды из камня
23.              Моисей получает скрижали завета и история золотого тельца
24.              Скиния святых и принесение жертв Богу














© Государственный Русский музей





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.