Русские иконы ДУХОВНЫЕ СВЯТЫНИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА / Russian icons Old Believers. Russian Orthodox Old-Rite Church

 ИКОНА

ДУХОВНЫЕ СВЯТЫНИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
Русская православная старообрядческая церковь 
 
 Russian icons Old Believers. 
Russian Orthodox Old-Rite Church

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
** Материалы, образы икон использованы с сайта Научного отдела факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Покровский собор в Рогожской слободе — главный храм Русской православной старообрядческой церкви и кафедральный собор её Московской епархии, расположенный в Москве


Икона Умиление. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век.  
С оборотной стороны иконы приклеена бумажная этикетка с надписью, напечатанной на машинке«Сiю Св. икону Умиления Пр. Бог. приношу в дар в храмъ Покрова Пр. Бог., что на Рогожском Кладбище, в память избавления отъ грозившей опасности минувших событий с 28 октября по 3 ноября 1917 года. Агния Карповна Рахманова. 5-го Ноября 1917 г.*. Изображение близко к иконографии Богоматери  Ярославской, Подкубенской и некоторых других, за которыми не закрепилось какого-либо именования. Судя по внутреннему контуру оклада иконы и по характеру поздней прописи, первоначальный рисунок иконы не искажен или почти не искажен. Пропорции и рисунок фигур, а также типы ликов делают допустимой широкую датировку иконы в пределах первой половины XVI в. и отнесение ее к искусству Москвы. 

Русская православная старообрядческая церковь (сокращённо РПСЦ, до 1988 года встречаются различные самоназвания. Как указывает историк Виктор Боченков, юридически закреплённого наименования конфессии до 1988 года не существовало) — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии. Современная иерархия РПСЦ возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической Русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона. Русская православная старообрядческая церковь полагает всю историю Русской церкви до 1653 года своей собственной историей.

Икона. Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век. Происходит из собрания К.Т. Солдатенкова.Дар владельца в Покровский храм.
Преподобные представлены в рост, фронтально. Впе­реди — Савва Освященный со свитком в правой руке, Евфимий Великий с развернутым свитком в левой руке и Феодосий Великий, также со свитком. Во втором ряду— Антоний Великий с одетым на голову куколем, Гера­сим иже на Иордани, голова которого покрыта пла­том, и Харитон Исповедник.

Одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, был раскол в Русской церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь рядом внешних и внутриполитических соображений, предприняли унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской церкви.

Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата. В таких чрезвычайных условиях (священных лиц имеют право поставлять только епископы, те же клирики дораскольного поставления, которые не приняли реформ, не могли жить вечно) некоторые старообрядцы (которых стали называть беспоповцами) отказались принимать в общение «никонианское» священство как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем беспоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением.

1


2


3


1. Икона. Спас Эммануил. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 15 век Происходит из собрания К.Т. Солдате-» Дар владельца в Покровский храм.

Спас Эммануил представлен в оплечном изображении. Лик написан по светлому оливковому санкирю сильно высветленным розоватым охрением. Икона могла быть средником так называемого Ангельского деисусного чина — с архангелами по сторонам, но могла быть и самостоятельным образом.

Стиль иконы определяет ее датировку концом XV в и отнесение к искусству Москвы. Поскольку она не свободна от позднейших вмешательств, в будущем возможны коррекции предлагаемой датировки и атрибуции. На полях иконы крепится серебряная позолоченная  басма с «древовидным» узором на гладком фоне. Фон украшен тиснением с «сетчатым.» орнаментом. На парных прямоугольных дробницах ч пись: «ЕММ(А)//НУИЛ». В оглавии Спаса укреплен крупный округлый сканый венец, украшенный пятью скаными дробницами с буквами, залитыми черной эмалью: «W», «О», «Н» (расположены крестообразно) "IC" (поздняя, сделана вместо утраченной), "ХС".

2. Икона. Паисий Великий. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век. 

Преподобный Паисий, один из величайших египет­ских подвижников, заложивших начала христианской аскетики и пустынножительства (память 19 июня), представлен по пояс, фронтально; правой рукой двуперст­но благословляет, левой держит свиток, перевитый красным шнуром.

Рисунок иконы очень точный. Охрение оранжеватого оттенка положено ровными широкими слоя­ми, белильные движки прикрыты полупрозрачным слоем охры. Отчетливо выражены морщины но лбу и суставчатое строение кисти. Деликатная модели­ровка одеяний, передающая объем, исполнена с за­ботой о сохранении целостности силуэта. Крупный золотой нимб акцентирует выразительность высо­ко вознесенного лика. Темно-коричневая обводка нимба составляет органичное целое с контуром фигуры. На слегка разбеленной охре фона надпись: «ПР (ЕПОДО) БНЫИ // ПАИСИ ВЕЛ.».

Художественный язык иконы позволяет с осторожно­стью относить ее к искусству Великого Новгорода первой половины XVI в.

3. Икона. Преображение Господне. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век. 

Преображение Христа на горе Фавор представле­но в наиболее распространенном варианте: вверху Христос в сиянии славы, по его правую руку — про­рок Илия, по левую — пророк Моисей, внизу три павших ниц апостола: Иаков, Иоанн и Петр. Значи­тельная высота и крутизна горок и расположение деревьев внизу, на уровне фигур апостолов, акцентируют вознесенностъ фигуры Христа.

4


5



4. Богоматерь "Моление о народе". Реставрация: Древняя икона вклеена в новую доску. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век. Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафо­новой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г.'

Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Хри­сту молитвы о снисхождении к людям. Перед нею моля­щиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никола Чудотворец, за которым следуют свв. Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Москов­ский, Леонтий Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Внизу — коленопреклоненные преподобные. Надписи с их именами не сохранились, за исключением одной, относящейся к монаху с непокрытой головой: «веодосе...». Это прп. Феодосий Печерский, за которым изображен прп. Антоний Печерский. Хотя в стиле иконы преобладают московские признаки, ее колорит не ис­ключает авторства ростовского мастера.

5. Богоматерь "Моление о народе" Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век. 

На обороте иконы латунная тобличка с гравированной надписью: «Сия икона Боголюбской Царицы Небесной /пожертвована московским купцом Иваном Лукиным Силинымъ... Иван Лукич Силин (ок. 1825—1899) - прихожанин храмов Рогожского кладбища, известный антиквар-букинист, собиратель икон, рукописей и старопечатных книг»

6


7


6. Икона. Спас в силах (Деисусный чин). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век. 

7. Икона. Богоматерь (Деисусный чин) XVI в. Первая Половина. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
 
8


9


8. Икона. Гавриил архангел. XVI в. Первая Половина. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

9. Икона Апостол Петр. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век.

10


10.2 клеймо 2


10.4 клеймо 4


10. Икона. Димитрий Солунский с житием. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век.
В средике — великомученик Димитрий Солунский в воинской броне и плаще. В левой его руке щит с ма­ской -еловеческого лица, в правой — копье, которым он попирает зверя, кусающего его ногу. Икона при- -адлежит к традиционному типу житийной иконы ве­ликомученика, в которой иллюстрируется не все его житие, а только «страдание» святого.

Клейма: 1. Император Максимиан назначает св. Ди­митрия проконсулом Солуни; 2. Св. Димитрий проповедует христианство среди жителей Солуни; 3. При­ведение св. Димитрия императору; 4. Св. Димитрия ведут в темницу; 5. Биение св. Димитрия плетьми; 6. Св. Димитрий, брошенный в темницу, благословля­ем своего ученика Нестора на борьбу с силачом гла­си стором Днем; 7. Единоборство Нестора с Пием; S. Св. Нестор убивает Лия; 9. Казнь св. Нестора; 1C. Убиение св. Димитрия; 11. Положение мощей св. Димитрия в раку; 12. Исцеление больного, прило­женного к раке св. Димитрия; 13. Воскрешение св. Димитрия ангелами при приближении к Солуни вэажеского войска; 14. Сражение св. Димитрия с врагами Солуни; 15. Чудо св. Димитрия о двух солунскнх девицах, избавленных от пленения; 16. Поединок св. Димитрия с царем Колуяном.

10.3 клеймо 3


10.5 клеймо 5


10.6 клеймо 6



клеймо 5. Биение св. Димитрия плетьми; 
клеймо 6. Св. Димитрий, брошенный в темницу, благословля­ем своего ученика Нестора на борьбу с силачом гла­си стором Днем; 

11


12


11. Божья Матерь Донская с преподобным Кириллом Белозерским на поле. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век. Происходит из собрания К.Т. Солдатенкова. Дар собирателя в Покровский храм.

Подавляющая часть икон Богоматери Донской повто­ряет иконографию носящего это название образа, исполненного в 1380—1390-е гг. и находившегося в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ныне в ПТ). Настоящая икона принадлежит к более редкому варианту, представ- лемюму также иконой конца XV — начала XVI в., пропущена, а ножки стоят непосредственно на ее руке. Первоначальная живопись сохранилась только на ликах Богоматери, Младенца и прп. Кирилла. Поля и фон иконы украшены серебряной золоче басмой, тисненной по скани.

12. Икона. пр. Александр Свирский Реставрация: Следы крепления басменного оклада с венцом и цатой. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век.

Прп. Александр Свирский представлен по пояс, пра­вой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Охрение личного желтоватое по оливковому санкирю. Подчеркнута седина бровей, усов и бороды. На фоне поздняя надпись: «ПР(Е)П(0)Д(0)БНАГ0/АЛАКС(АН )ДРА / СВЪРСКА! ГО i ЧУДОТВОРЦА». Черты лика святого и форма его борода легко узноваемы. Его изображение исполнено по графье. Икона принадлежит к числу «раздаточных» образов препо­добного, которые создавались по заказам основанного им Александрова Свирского монастыря на продажу или для даров паломникам. В музейныз коллекциях имеется несколько подобных икон этого святого, ис­полненных с таким же высоким качеством и,  по-видимому, вышедших из одной и той же мастерской.


13


14


13. Икона. Покров Богородицы. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16  век. Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934)
В трехнефтном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами - стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе  Оранты. Над нею - покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом - благословляющий Спаситель.
Иконописец обратился к тому варианту иконографии Покрова, который известен по новгородским иконам первой половины XV в. и был популярен в XVI в. в се­вернорусских землях, в частности в Обонежье. Он снабдил нимбами всех персонажей иконы, даже про­стых зидетелей чуда, которые не были святыми.

14. Спас Вседержитель (Деисусный чин). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век

15


16


15. Икона. Богоматерь (Деисусный чин) Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век.

16. Икона. Архангел Михаил (деисусный чин). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век.

17


18


17. Икона. Иоанн Предтеча (деисусный чин) 16 век. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

18. Гавриил Архангел (из деисусного чина). Страна: Россия Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век.

19


20


19. Апостол Павел. Страна: Россия Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век.

20. Никола Зарайский. 17 век. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Св.Николай Чудотворец, стоя на прямоугольном подножии, правой рукой двуперстно благословляет, левой, покрытой платом,держит Евангелие. Верхние углы иконы заняты изображениями Христа и Богоматери, вручающих св.Николе Евангелие и омофор. Личное письмо плотное, охрение ровное, без движков.

21


22


21. Одигитрия.Распятие (Запрестольный двусторонний образ). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Избран один из самых строгих вариантов Одигитрии — голова Богородицы лишь слегка повернута к Младенцу, сидящему на ее левой руке. Сцена Распятия изображена с предстоящими Богоматерью и св. Мари­ей Магдаленой (слева) и свв. Иоанном Богословом - и сотником Логгином (справа)  - икона справа.

22. Одигитрия. Распятие (Запрестольный двусторонний образ). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

23


24


23. Антипа Пергамский. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Св_ Антипа Пергамский представлен в иконографическом варианте, близком к иконографии св. Николы Зарайского. Его руки простерты в стороны, правой рукой он двуперстно благословляет, в левой, покртой платом, держит Евангелие.
Лик написан по коричневато-оливковому санкирю ровным, мягким красноватым охрением, без белиль ных движков; близким приемом исполнены волосы и  длинная клиновидная борода. На подризнике ус­ловный объем передается легким высветлением, ак­центу оу ощим движение правой ноги; прозрачные серовато-коричневые тени по тону близки к рисунку впадин между складками.

24. Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век
В среднике иконы, вытянутом по вертикали, представ­лено Сошествие Святого Духа на апостолов, вокруг средника — сцены из Евангелия, расположенные го­ризонтальными рядами, без вертикальных разгранок: над средником и под ним — по две «строки», по сторо­нам — по шесть «строк» евангельских сцен. В двух верхних рядах хорошо различимы композиции, под­робно передающие события после распятия Христа: положение во гроб и оплакивание Христа, приход жен мироносиц, затем апостолов к гробу Христа. 

25


26


25. Икона ."Да молчит всяка плоть человеча" Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век. Происходит из собрания Рахмановых. Дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.
Икона дает зримый образ песнопения "Да молчит всяка плоть человеча", входящего в чин литургии Василия Великого и испоняемого вместо "Иже херувими" раз в году, в Великую субботу. В верхней зоне композиции представлен Великий вход, во время которого святые дары, приготовленные в жертвеннике, выносят из алтаря и затем вносят в алтарь для последующего пресуществления. Иконография передает суть происходящего. Впереди идут диаконы со светильником и Евангелием, за ними — священники, первый из которых несет над головой дискос с жертвенным агнцем — младенцем Хри­стом, два других священника несут потир и покровец. 

26. Икона "Да молчит всяка плоть человеча" Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Древняя икона врезана в новую доску Происходит из местного ряда иконостаса Благовещен­ского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А.Папулиным для федосеевских мо­ленных в г. Судиславле Костромской губернии. Впос­ледствии передана на Рогожское кладбище.

27


28


27. "Да молчит всяка плоть человеча" Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 16 век

28. "Триипостасное Божество". Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
В основе иконографии - стихера Пятидесятницы "Придите, людие, трисоставному Божеству поклонимся" Композиция иконы делится на три регистра. В центре верхнего регистра - Святая Троица:восседающий на троне Господь Саваоф с Христом в отроческом возрасте на коленях: Христос держит перед грудью диск с голубем, символом Святого Духа. Данное изображение аналогично древней иконографии Отечества, но отличается от нее тем, что в роли первого лица Троицы здесь представлен не Христос в образе старца, а Саваоф, что акцентировано как формой нимба (с перекрещивающимимся ромбами, образующими звезду), так и надписью. Это изображение заключено в несомый ангелами круг славы, наполненный изображениями небесных сил. Св.Троице предстоят Богородица и Иоанн Предтеча. 


29


30


29. Икона. "Хвалите Господа с небес..." Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век

Иконография представляет в зримых образах текст 148-го пророка Давыда, начинающегося словами "Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних". В верхней зоне композиции изображен Христос в иконографии "Спас в силах", которому предстоят Богоматерь и св.Иоанн Предтеча, архангелы  архангелы в торжественных лоратных одеяниях и ангелы.  В голубой дуге, замыкающей сверху небеса, - солнце и луна, которые тоже поют хвалу Господу. На земле, изображенной в виде холма с чудесным древом на вершине, стоят люди разных состояний и возрастов: цари и князья, мужи и жены, юноши и девицы, дети. Между раскидистыми деревьями - многочисленные животные, птицы и пресмыкающиеся - реальные и фантастические. Все они, как и "горы, и все холмы, и древа плодоносные", поют хвалу Богу. 

30. "Хвалите Господа с небес..." Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 16 век
Икона иллюстрирует текст 148 «хвалитного» псалма. Ее композиция разделяется на несколько частей, соответ­ствующих делению псалма на отдельные стихи. 

31


32


31. "Премудрость созда себе храм..." Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Сложная символическая композиция «Премудрость созда себе храм...» сложилась под влиянием текстов Священного Писания, толкований Отцов Церкви на библейские книги и сочинений гимнографов, раскрыва­ющих учение о Божественной Премудрости. В основе иконографии иконы — текст Книги Притчей Соломо­новых (Притч 9,1—5)
В левой части иконы в медальоне изображена Пре­мудрость: сидящий на престоле Господь со свернутым свитком в левой руке. Он представлен как распоряди­тель пира, изображение которого занимает нижнюю часть иконы. Слева изображена сцена заклания тель­ца; в центре — диагонально стоящая трапеза и перед ней юноша с чашей; позади трапезы — двенадцать фигур участников пира.
В композицию иконы введены две фигуры со свитками: царь Соломон, стоящий возле фантастической по­стройки, символизирующей созданный им храм, и пре­подобный Иоанн Дамаскин — автор гимнов в честь Богоматери. На его свитке читается фрагментирован­ная надпись: «О Тебе радуется...»

32. Икона. Суббота всех святых. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Композиция состоит из четырех горизонтальных реги­стров. В двух нижних регистрах — по четыре «лика» святых, все — в три ряда, в повороте к центральной оси. Каждый «лик» — в отдельной ячейке, имеющей форму киотца, с надписью вверху. В нижнем ряду представлены (слева направо) преподобные, святите­ли, апостолы и мученики. Во втором снизу регистре — юродивые, пророки, праотцы, цари и князья. Выше посередине — Престол Уготованный с Голгофским крестом, которому предстоят два ангела. По сторо­нам: слева — преподобные жены, справа — мученицы (ил. 40.2). В верхнем регистре — Христос, сидящий на радуге в круглой мандорле, из-за которой выступают углы красного ромба с символами евангелистов, дес­ницей благословляет, левой рукой держит Евангелие. Христу предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предотеча, за ними изображены архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами, на которых начертано: «1C ХС>>. Позади архангелов — два ряда ангелов. На верхнем поле надпись: «ШБРАЗ ВСЪХЪ С(ВЯ)ТЫХЪ».

33


33. клеймо 1


33. Икона. Никита Великомученник с житием в 16 клеймах. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

В среднике иконы изображен вмч.Никита Готфский в воинском облачении и красном плаще, в его поднятой правой руке мученический крест, в опущенной левой - прямой меч в ножнах. Клейма (слева направо, сверху вниз):      . На верх­нем поле посередине — Богоматерь Воплощение. Появление житийных икон вмч. Никиты в строганов­ском искусстве связано с заказами Никиты Григорье­вича Строганова, чьим небесным покровителем святой являлся

33. клеймо 1.Епископ Феофил поучает Никиту
 
33 клеймо 2


33 клеймо 3


33 клеймо 4


2.Крещение Никиты,
3 Проповедь св.Никиты, 
4.Правитель Атанарих велит взять св. Никиту под стражу; 

33 клеймо 5


33 клеймо 6


33 клеймо 7


5. Св. Никиту ведут на муче­ние; 
6. Биение св. Никиты; 
7. Явление ангела св. Ни­ките;
 
33 клеймо 8


33 клеймо 9


33 клеймо 10


8. Мучение св. Никиты железными крючьями; 
9. Св. Никиту бросают в огонь; 
10. Друг св. Никиты киликиец Мариан замышляет унести тело святого;
 
33 клеймо 11


33 клеймо 12


33 клеймо 13


11. Мариан приходит ночью на место мучения и на­ходит тело св. Никиты целым; над телом сияет звез­да; 
12. Мариан кладет тело св. Никиты в раку и на­крывает покровом; 
13. Мариан переносит мощи св. Никиты в свой дом;
14. Мариан полагает мощи св. Никиты в своем доме; 15. Положение мощей вмч. Ни­киты; 16. Исцеления от мощей вмч. Никиты
 
34


35


34. Икона. Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитиой, Маврой и Евпраксией. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
Происходит из собрания Рахмановых

Образ относится к типу широко распространенных в строгановском искусстве икон с изображением Бого­матери на престоле с предстоящими и припадающи­ми святыми — небесными покровителями заказчика и членов его семьи. На иконе изображены св. Григорий Богослов — покровитель Григория Аникиевича Стро­ганова (f 1577), св. Мавра — соименная его жене Мавре (1538—1574), великомученик Никита — покро­витель их сына и заказчика иконы Никиты Григорьеви­ча Строганова (1561—1616) и св. Евпраксия — со­именная жене Никиты Григорьевича Евпраксии Федоровне Кобелевой (1565—1608). Святые мужи представлены в позе молитвенного предстояния и обращены к Богоматери и младенцу Христу, воссе­дающему на ее коленях. Мученицы Мавра и Евпрак­сия изображены ниц у подножия трона.

Аналогичные иконы, заказанные Н.Г. Строгановым в память о своих родителях и как моление о собствен­ном здравии и благополучии своей жены, сохранились во множестве экземпляров. Семейные иконы заказы­вались разным иконописцам и вкладывались в домо­вую церковь Строгановых — Благовещенский собор г. Сольвычегодска.

35. Икона. Максим Исповедник. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Преподобный изображен в рост, в повороте влево, его руки подняты в жесте моления, взор направлен влево, в сторону небес, окаймленных облаками, в которых представлена сидящая на троне Богоматерь с благо­словляющим преподобного младенцем Христом. По сторонам от ее трона - архангелы в лоратных одеяниях. Ввеху. надпись золотом "ПРЕПОДОБНЫй Мазим//Исповедник"Тонко уравновешенная композиция, изысканный рисунок и миниатюрнейшее личное пиьсмо, исполненное розоватым охрением по прозрачному санкирю теплого оттенка, с нежными подрумянками, а также колорит иконы в целом делают ее прекрасным образцом столичной иконописи первых лет XVII в. Несомненно, она является образом небесного покровителя Максима Яковлевича Строганова (1556-1624). По-видимому, памятник происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске.        

36


37


36. Владимирская с праздниками и святыми (складень трехстворчатый). Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 17 век.
Из собрания Рахмановых. Пожертвован И.К.Рахмановым в 1914 г.в память распечатания алтарей 16 апреля 1905 г. Складень принадлежал именитому человеку Максиму Яковлевичу Строганову (1556-1624) и являлся его домашним моленным образом.

37. Димитрий Солунский. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 17 век.

38



39


38. Минея октябрь (двусторонняя). Прп.Иларион, Мч.Артемий, Аверкий еп.Иерапольский, Иаков, еп.Иерусалимский, Прп.Савва Вишерский, Вмч.Димитрий Солунский. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 17 век
Иконы, написанные на двух сторонах сложенного вдвое и загрунтованного под живопись холста, именовались в Древней Руси «полотенцами». Их комплекты составляли обязательную принадлежность соборных церквей, что было связано с их богослужебным упот­реблением в течение всего года. Наиболее ранними из сохранившихся таблеток считаются серии из новго­родского Софийского собора и Троице-Сергиевой лавры. Их особенностью является соединение на од­ной таблетке композиции праздника (лицевая сторона) и изображений избранных святых (оборот), обычно принадлежащих к определенному лику. 

39. Минея октябрь (оборотная сторона)

40


41


40. Минея ноябрь. Строгановский мастер? Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

41. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Лицевая сторона  Верхний ряд: 16 Апостол Матфей, св. Ипатий; 17. Св. Григорий Чудотворец Неокесарийский; Прп. Никон Радонежский, 18.Мчч.Платон и Роман диакон; 19. Авдий пророк. Нижний ряд:20. Прп. Григорий Декаполит; св. Прокл архиеп.Константинопольский; 21. Введение в церковь: 22 Св. aпостол Филимон, «от семидесяти»; св. Михаил Тверской. Оборотная сторона (ил. 49.2). Верхний ряд:Григорий Акрагантский, св. Амфилохий Иконийский; 24. Св. Александр Невский, мц. Екатерина, вмч. Меркурий, мч. Меркурий Смоленский; 25. Св. Климент папа Римский, св. Петр Александрийский. Нижний ряд:26. Прп. Апимпий Столпник, вмч. Георгий: 27.Св.Иаков Перский (над Иаковом — Богоматерь Знамение),
прп. Палладий, князь Всеволод — Гавриил Псковский; 28. Прп. Стефан Новый; 29. Мчч. Парамон и Филумен; прп. Акакий Синайский; 30. Св. Андрей Первозванный. Можно предположить, что изначально вся серия миней насчитывала 24 таблетки. Состав изображенных святых традиционен для второй половины XVI—XVII вв. Значительное место на таблетке отведено образам русских угодников. Характерной особенностью таблетки является изображение под 26 ноября св. вмч.Георгия, указывающее на день освящения Георгиевской церкви в Киеве, заложенной великим князем Ярославом Мудрым. Аналогичное изображение находится на ноябрьской таблетке из собрания ПД Корина, датируемой временем около 1597 г. Св. Ипатий, иэображенный под 16 ноября - очевидно, сщмч.Ипатий епископ Персидский, память которого приходится на 20 ноября.

42


43


42. Воскресение Христово с евангельскими событиями. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище
В центре композиции - Христос, сокрушивший врата ада, изводит Адама и Еву. Ниже и правее - множество ветхозаветных праведников, ожидающих избавления; среди них - проповедующий Иоанн Предтеча. Еще ниже - сцены избиения бесов ангелами. Над изображением Сошествия во ад - множество праведных, устремляющихся к отверстым вратам рая. С левой стороны представлены события Страстной недели, завершающиеся распятием Христа. Бес разворачивает перед ним свиток с апокрифическим "писанием" - договором Адама с дьяволом. По стороонам от распятого Спасителя - распятые с ним разбойники, которым перебивают голени. По его правую руку - уверовавший разбойник, которому он обещает спасение. В пещере под Голгофой женская фигура - олицетворение земли. В верхнем левом углу композиции - Господь Саваоф на престоле, в круглом сиянии, из-за которого выступают четыре красных луча с символами евангелистов. Это начало всего евангельского циклы, представленного на иконе. 

43. Страшный суд. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 17 век. Происходит из собрания Рахмановых. дар А.К.Рахмановой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917 г.
В середине верхнего яруса композиции - круглая мандорла с изображением Господа Саваофа, восседающего на престоле и благословляющего все свершающееся. Справа - сцена отослания на суд: Христос, в миндалевидной мандорле принимает благословение Отца, в круглой мандорле сидящего на престоле. Выше -ангелы, сворачивающие свиток неба. Правее - заключенные в круг ангелы низвергают бесов, тела которых сливаются в орнаментальный поток, параллельный правому краю композиции. Бесы падают в огонь, пылающий внизу справа. Во втором сверху регистре, изогнутом дугообразно, посередине - восседающий на престоле Христос Судия. Ему предстоят Богоматерь и св.Иоанн Предтеча, у его ног - коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам - сидящие на длинных скамьях двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, за ними - столько же ангелов. Еще ниже - Престол, уготованный для суда. Данная иконографическая схема Страшного суда получила широкое распространение со второй половины XVI в. Стиль публикуемой иконы восходит к искусству Москвы конца XVI-начала XVII в,, но как рисунок фигур, так и приглушенные краски иконы свидетельствуют о том, что она была написана не ранее первой половины XVII в, вероятно, в Поволжье.

44


45


44. Богоматерь Владимирская с праздниками в 16 клеймах. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. Происходит из собрания К.Т.Солдатенкова. Дар собирателя в Покровский храм
45. Богоматерь Владимирская Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 17 век. 

46


47


46.    Никола Чудотворец.   Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище 17 век.
Никита иванов Ерофеев, по прозванию Павловец (1677) - мастер "мелочного" письма, унаследовавший традиции мастеров строгановской школы иконописания. В настоящее время известны 12 подписных работ мастера, исполненных им самостоятельно или в соавторстве с другими иконописцами Оружейной палаты. Эта икона является самой ранней из известных работ Никиты Павловца и создана им еще во время пребывания на родине. 
                                                                           
47. Филипп, митрополит Московский. Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище.












*** Использовались материалы из: "Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве" Автор: Вилкова М.В., Игошев В. В., Пивоварова Н.В., Смирнова Н. А., Сорокатый В.М., Юхименко Е.М.





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.