Русские иконы. ЦАРСКИЕ ВРАТА. / Russian icons Royal doors

 ИКОНА

Царские врата с изображением Благовещения, Евхаристии и четырех евангелистов


Новгород, последняя четверть XV в. Государственный Эрмитаж 

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

Царские врата с изображением Благовещения, Евхаристии и четырёх евангелистов, имеющие килевидное навершие, были частью иконостаса и служили входом в алтарь. По составу изображений эти царские врата относятся к наиболее сложному на Руси варианту оформления их створок. В навершии изображена сцена Благовещения. В прямоугольной части дважды, словно в зеркальном отражении, показана сцена Евхаристии - Христос раздает хлеба двенадцати апостолам. Ниже, традиционно, представлены евангелисты: Иоанн с Прохором, Лука, Матфей, Марк.

Поступил в 1957 г.; передан Лядинским сельсоветом Каргопольского района Архангельской области.

Благовещение 

Евхаристия 





Царские врата. Русский Север, конец XVI - начало XVII вв. Принят на хранение в 1968 г. Происходит из собрания Успенских. Государственный Эрмитаж  


Царские врата (иногда их еще называют райскими или небесными) служат главным входом в алтарь. Исполненные в конце XVI - начале XVII в., они имеют навершие в форме крупного "кокошника". В навершии изображены архангел Гавриил и Дева Мария в сцене Благовещения. На двух створках показаны в полный рост, в церковных облачениях, с суровыми ликами святые Иоанн Златоуст и Василий Великий. Изображения этих святых на том месте, где обычно помещали фигуры евангелистов, встречаются в древнерусском искусстве. Включение образов святителей в иконостас (царские врата - центральная его часть) объясняется той огромной ролью, которую они сыграли в истории христианства. В православных храмах и в настоящее время совершаются Божественные литургии, составленные этими Отцами Церкви. Некоторые стилистические признаки свидетельствуют о том, что царские врата были исполнены мастером Русского Севера. (описание - ГЭ)



Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов
Новгород, середина XVI в.

Царские врата принадлежат к большой группе резных врат, известных в новгородской традиции XV-XVI вв. Представляют собой сложную конструкцию, состоящую из деревянной основы, на которую закреплены тонкие позолоченные резные пластины. Почти вся поверхность врат заполнена резным орнаментом плетения и спиралевидных завитков стеблей, совсем немного места оставлено под накладные живописные изображения Благовещения и четырех евангелистов, которые ранее помещались в киотцах (не сохранились). 

Богатый резной декор является символическим изображением цветущего Рая, который в богословских трактатах соотносился с образом Богородицы, уподобленной «истинному храму Христа», Дому Софии Премудрости. Неслучайно древнейшие Царские врата такого типа были установлены в 1438 году в главном иконостасе новгородского Софийского собора. (описание - ГЭ)

©Русский музей





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.