Русские иконы ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ / Russian icons Saint Alexander Svirsky

 ИКОНА

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ  
  Russian icons Saint Alexander Svirsky 

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
** Материалы, образы икон использованы с сайта Научного отдела факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Преподобный Александр Свирский. 18 век. Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происходит из имения Петровское Рыбинского уезда. Поступила в музей в 1921 году.

Преподобный Александр Свирский (1448—1533, в миру Амос) родился в семье благочестивых крестьян села Мандера Обонежской пятины Новгородской земли. Сведения о нем содержатся в житии, составленном в 1545 году учеником и пре­емником преподобного, игуменом Иродионом, а также в сочинении князя А. М. Курбского, в послании Ивана Грозного и в Никоновской летописи. По житию, святой родился по усиленным молитвам матери после многих лет бесплодия, чудесным образом получил разумение грамоты, юношей ушел на Валаам, где в возрасте 26 лет принял постриг. После кончины родителей, также принявших монашество, подвижник переселился на озеро Рошинское в 6 верстах от реки Свири, где семь лет прожил в одиночестве в тесной хижине. 

Преподобный Александр Свирский. 16 век. Россия. Место хранения: Монастырь святой Екатерины на Синае

В 1506 году он основал Троицкий Александро-Свирский монастырь, где стал игуменом и прославился даром прозорливости. Житие святого сохранило известия о явлениях ему Богоматери, ангелов, укреплявших и исцелявших его, и даже Святой Троицы. В истории русского подвижничества это Божественное посещение Св. Троицы — единственное. Св. Александр воспитал ряд подвижников, основателей новых монастырей: преподобных Афанасия Сяндомского, Геннадия и Никифора Важеозерских, Макария Оредежского, Адриана Ондрусовского, Геннадия Костромского и Любимоградского. Почитание святого началось сразу же после его преставления, а в 1641 году при перестройке церкви Преображения были обретены его нетленные мощи. Канонизация состоялась на церковном соборе 1547 года. Память чтится 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля — обретение мощей.

Преподобный Александр Свирский. 17 век. Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Преподобный Александр Свирский. 16 век. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

В связи с утратой надписей определение имени святого затруднено. Иконографический тип отчасти соответствует Кириллу Белозерскому- высокий с крупными морщинами лоб, короткие с проседью волосы, закругленная борода средней длины и большие глаза, чуть сдвинутые к переносице. Одеяние святого традиционно для монашеских изображений: темно-коричневая мантия, оливково-охристая ряса и синие куколь и параманд с киноварными голгофскими крестами. В то же время черты лика и особенно широкая округлая борода очень близки иконографии преподобного Александра Свиреского. При общей схожести формы, борода у Кирилла Белозерского более вытянутая. Образ Троицы Ветхозаветной, представленный в небесном сегменте, также более характерен для икон Александра Свирского, поскольку собор основанного им монастыря был освящен во имя Троицы. Преподобный Кирилл обычно изображается с образом Богоматери Знамение или Спаса. 

Преподобный Александр Свирский. 18 век. Частное собрание 

Александр Свирский с житием. Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва. Из вещей, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами, запись 1922 г.

Левая створка: 1. Архангел Гавриил (фрагмент из «Благовещения»); 2. Пострижение Амоса во иноческий образ; 3. Умерщвление плоти преподобным Александром; игумен благослов­ляет его на уход из монастыря для безмолвия и уединения; 4. Преподобный Александр на­ходит место для своего пребывания, указанное ему свыше; 5. Преподобный, отправившись за водой, слышит глас, предрекающий ему скорый приход людей, которым он «наставник... буди ко спасению»; 6. Охота Андрея Завалишина; 7. Благословение Андрея Завалишина преподобным Александром; 8. Искушение бесовское; 9. Явление ангела преподобному Александру.



Правая створка: 10. Богоматерь (фрагмент из «Благовещения»); 11. Явление преподоб­ному Александру Господа в образе трех ангелов; 12. Преподобный получает повеление по­ставить церковь во имя Пресвятой Троицы; 13. Ангел указует ему на место, где должно возвести храм; 14. Поставление архиепископом Серапионом преподобного Александра в иереи; 15. Умножение братии монастыря и постройка первой церкви; 16. Видение Да­ниила; 17. Видение преподобному Александру Богоматери над основанием церкви По­крова. 18. Преставление преподобного




Створки складня с изображением сцен жития преподобного Александра Свирского, скорее всего, закрывали киот с его ростовым образом. На створках помещено 16 клейм, которые сюжетно охватывают весь монашеский период его жизни: от пострижения до преставления. В ки-левидном завершении створок помещено «Благовещение».

О жизни и подвигах преподобного повествуется в житии, созданном его учеником и преем­ником на посту игумена Иродионом. Пространные надписи, сопровождающие каждое клеймо, близки к тексту жития.

Спаситель, преподобный Александр Свирский, мученик Гурий, мученик Самон, мученик Авив. 17 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Серебряная рамка на полях и венцы современны живописи иконы Прп. Александр Свирский (конец XV - начало XVI века) - основатель Александро-Свирского монастыря в Олонецких землях. Мощи обретены в 1641 году. Ему молились с просьбой о рождении ребенка мужского пола. Мчч. Гурий, Самон и архидиакон Авив (IV век) считались охранителями от супружеской неверности. Подбор святых на иконе указывает, что она была написана как моление о благополучии в семье и рождении наследника.

Преподобный Александр Свирский. XVIII в.. Государственный Исторический музей, Москва. 

Икона. Преподобный Александр Свирский. Кон. XVI - нач. XVII в. Государственный Исторический музей, Москва. 

Икона. Преподобный Александр Свирский. Середина XVI в. Государственный Исторический музей, Москва. 

Икона. Явление Троицы преподобному Александру Свирскому. Вторая половина - конец XVII в. Государственный Исторический музей, Москва. 

Преподобный Александр Свирский (1448-1533) - единственный святой новозаветной истории, которому, подобно, ветхозаветному праотцу Аврааму, было явление Бога в трех лицах. Русский святой удостоился этого после 23 лет монашеской жизни, исполненной послушания и служения братии, сурового умерщвления плоти и постоянного творения молитвы.




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.