Русские иконы СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА / Stroganov School Russian icon-painting school

 ИКОНА

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ

 Stroganov School Russian icon-painting school


* Описание Икон: информация и репродукции с сайта Государственный Русский Музей / The State Russian Museum

Икона Ангел пустыни Иоанн Предтеча (Иоанн Предтеча ангел пустыни) работы Прокопия Чирина в экспозиции Третьяковской галереи.

"Строгановская школа" - одно из направлений в русской иконописи конца XVI - 1-й четверти XVII в. Иконы так называемых "строгановских писем" отличаются малыми размерами, тонкой миниатюрной техникой и высоким мастерством письма. Само название "строгановские письма" обязано роду Строгановых, с которыми связаны возникновение и расцвет этого замечательного явления в русской иконописи. 

Стилистические принципы строгановских мастеров во многом близки принципам построения лицевых миниатюр, подобных миниатюрам Лицевого летописного свода, созданного в мастерских митрополита Макария в середине ХVI века. Это излюбленное ими диагональное построение композиции, расположение на одной плоскости нескольких сцен, развернутых во времени, элементы условной глубины пространства и т. д. Близок лицевой миниатюре и сам размер строгановской иконы. (Описание Государственный Русский Музей

«Не рыдай Мене, Мати...», со Спасом Нерукотворным и святыми на полях: Григорием Богословом, мучеником Никитой, мученицами Маврой и Евпраксией
Конец XVI — начало XVII века  Мастер Стефан Арефьев
Дерево, темпера, доска липовая, цельная, ковчег, две встречные шпонки (хiх века). 

Дар императора Николая II (приобретена у Е. И. Брягина)

Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Ярыгина И.В. (1978, 1982)

Имя иконописца Стефана Арефьева встречается в документах Московской Оружейной палаты. Возможно, он трудился над стенной живописью Благовещенского собора Сольвычегодска в 1600–1601 годах. Икона из этого собора по манере исполнения близка работам Семена Бороздина.

Богоматерь Молебная, с избранными ростовскими святыми
Конец XVI — начало XVII века Бороздин С.

Дерево, темпера, доска цельная, две встречные шпонки, паволока. 

Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде; ранее — в собрании графа С. Г. Строганова Реставрировалась. до поступления в музей, повторно: Голубев С.И. (1978 - 1981)

Изображение Богоматери в рост с развернутым свитком и поднятыми в молении руками принадлежит к древнему иконографическому типу «Богоматерь Заступница» (Агиосоритисса). На Руси оно получило именование «Богородица Молебная», или «Моление о народе». Текст на свитке Богоматери содержал ее попечение о спасении христиан, обращающихся к ее заступничеству. Богоматерь предстоит пребывающему на небесах в окружении ангелов Христу, который отвечает ей благословением, а текст на свитке в его руках свидетельствует об удовлетворении просьб Матери.

На древнейших иконах этого извода XV — первой половины XVI века у ног Богоматери изображалась группа молящихся, которая олицетворяла страждущий народ. В середине XVI века этот образ начал вытесняться изображением почитаемых общероссийских и местночтимых святых, воплощающих идею соборной молитвы, покровительства и защиты.

На иконе, которая была написана для Благовещенского собора в Сольвычегодске — вотчине именитых людей Строгановых, — к Богоматери с молением обращаются наиболее почитаемые ростовские чудотворцы. Это первые святители старейшей русской кафедры, ростовские епископы Леонтий, Исайя, Иаков и Игнатий, ростовский юродивый Исидор Твердислов, Петр, царевич Ордынский, и Варлаам Хутынский. Согласно житийной повести, Петр Царевич был племянником хана Берке, принявшим христианство и перешедшим на службу к ростовским князьям (вторая половина XIII — начало XIV века). Он почитался основателем ростовского Покровского монастыря и на иконе представлен в монашеском облачении.

Сретение Владимирской иконы Богоматери Конец XVI — начало XVII века Бороздин С.

Дерево, темпера, доска цельная, ковчег, две встречные профилированные шпонки (хiх века).
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска

Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники.

Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии).

Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми
Трехстворчатый складень. Первая четверть XVII века

Дерево, средник и створки на цельных досках с двумя встречными шпонками, паволока, темпера, оклад:, серебро, золочение, чеканка, камни:, изумруды, гранаты, бирюза, топаз, жемчуг.

Складень с образом Богоматери Владимирской в окружении клейм праздников в среднике и фигурами святых на створах входит в группу строгановских складней начала XVII века.

К числу уникальных черт складня из собрания Русского музея следует отнести использование зеркального (по отношению к чудотворной Владимирской иконе Богоматери) перевода изображения. Младенец сидит на левой, а не на правой руке Матери, хотя остальные нюансы иконографии соблюдены.


На левой створке сверху вниз представлены лики праотцев, апостолов, святителей (два ряда), царей и великих князей, преподобных жен, на правой створке — пророков, мучеников, преподобных (два ряда), отшельников и блаженных, мучениц. В общей сложности во всех рядах изображено 172 святых. Важное место отведено русским святителям, преподобным, князьям и юродивым.

Фрагмент левой створки

Фрагмент левой створки 

В клеймах средника даны усложненные изводы праздничных композиций, типичные для произведений строгановских мастеров. Развитую иконографию имеют «Рождество Богоматери», дополненное эпизодом встречи Иоакима и Анны, «Сретение» с иллюстрацией пророчества Исаии, «Сошествие во ад» с образом воскресшего Спасителя, стоящего на гробе, и повествованием о женах-мироносицах.

Фрагмент 

Фрагмент 

Деяния пророка Ионы Первая четверть ХVII века Дерево, доска цельная, две встречные дубовые шпонки (xix века), паволока, темпера. 
Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова
Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске Реставрировалась до поступления в ГРМ

Ветхозаветный пророк Иона, один из 12 малых пророков, согласно святоотеческой литературе, жил в VIII веке до н. э., при царе Иеровоаме II. По некоторым другим источникам, его деятельность относится ко времени царя Ахава (IX век).

На иконе представлен крайне редкий в иконописи сюжет, связанный с историей ассирийского города Ниневии. Плоскость ковчега диагонально делится на две части, разделенные линией морского берега. В левой части изображен корабль, попавший в бурю по вине Ионы, который ослушался повеления Бога идти проповедовать в Ниневию и бежал «от лица его». Чтобы спасти корабль, Иона просит бросить себя в море. Подплывший кит поглощает его. Три дня и три ночи молится Иона во чреве кита, и Бог, умилостивившись, повелевает киту выпустить пророка на сушу около Ниневии.

Фрагмент

На иконе Иона показан четырежды: его бросают в море, его поглощает, а затем извергает кит, наконец, он сидит на суше, под деревом, в момент Божественного откровения. Почти всю правую часть иконы занимает изображение жителей Ниневии, молящихся Господу, а также «постящегося» и «кающегося» скота. Вверху, во славе, — Христос, благословляющий уверовавших и протягивающий им Евангелие. На верхнем поле в центре надпись: «О пророчестве Ионине и о Ниневии граде». Вокруг нее, а также в центре под изображением Христа и на нижнем поле помещен библейский текст из книги пророка.

Фрагмент

Фрагмент 


Избиение святых отцов в Синае и Раифе Первая четверть ХVII века Мастер Первуша?
Дерево, доска цельная, две встречные профилированные шпонки (хiх века), паволока, темпера. 

Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова. Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
Реставрировалась до поступления в ГРМ

Немногочисленные сведения о мастере Первуше содержатся лишь в надписях на оборотных сторонах двух икон. В них художник назван человеком Максима Яковлевича Строганова и учеником знаменитого строгановского иконописца Прокопия Чирина.

Икона «Избиение святых отцов в Синае и Раифе» уникальной иконографии, представляющая собой яркий образец искусства, близкого творчеству Прокопия Чирина, позволяет предположить, что мастер, как и его учитель, мог работать в кремлевских художественных мастерских.

Икона "Избиение святых отец в Синае и Раифе" посвящена событию, отмечаемому церковью 14/27 января. Оно было описано египетским монахом Аммонием и относится к истории раннего христианства (IV в.).

Монахи, жившие в пещерах горы Синай и в пустыне Раифа около Красного моря, "в двух днях пути от Синая", подверглись нападению варваров, кочевых арабских племен, прибывших на кораблях. На помощь праведникам из города Фаррана были посланы войска, победившие нечестивых.

Фрагмент 

Фрагмент 

Святые царевич Дмитрий и князь Роман Углицкий Первая четверть ХVII века. Прокопий Чирин 
Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки, паволока, темпера. 
Пост. в 1912 в дар от императора Николая II; ранее — в собрании Г. О. Чирикова 

Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Кесарев Р.А. (1981)

1606 году по инициативе царя Василия Шуйского состоялось церковное прославление царевича Дмитрия Ивановича. Он был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Тело царевича положили в Архангельском соборе. Современниками он воспринимался как покровитель русских князей, «необоримый» хранитель русского государства. С его фигурой связывали идеи необходимости всенародного покаяния и единства Руси. Сразу после канонизации образы святого Димитрия-царевича стали рассылать в разные районы страны, защищавшие ее границы. В ХVII столетии царевич-мученик сделался одним из самых почитаемых русских святых.

Воскрешение Лазаря Строгановская школа. Начало XVII в. Мастер Михаил
Дерево, темпера. Пост.: 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде

Вход в Иерусалим. Строгановская школа. Начало XVII в. Дерево, темпера. 
Пост.: 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде

Сошествие во ад Начало XVII в. Дерево, левкас, темпера. Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде Происходит из Благовещенского собора г. Сольвычегодска
Мастер Михаил

Среди икон строгановской школы больше всего в собрании Русского музея икон, написанных мастером Михаилом. Годы его жизни неизвестны, а имя мы знаем только благодаря надписям на иконах. Во всех иконах встречаются темно-оливковые фоны одного тона, подчеркивающие сияние чистых и светлых красок и усиливающие драматизм изображаемых событий. (В иконах "Успение" и "Покров" фоны позолочены при позднейшей реставрации.) Первоначально они входили в один праздничный чин, впоследствии оказавшийся разъединенным. Это иконы "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Жены-мироносицы у гроба", "Сошествие во ад", "Покров", "Успение".

Ангел хранит спящего человека Первая четверть ХVII века  Савин Н.И.
Дерево, доска липовая, цельная, две встречные шпонки (хiх века), паволока, темпера.Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска Рест. до поступления в ГРМ, повторно в ГРМ: Дедненков А.Т. (1980–1983). 

На иконе изображен спящий на ложе человек, у изголовья которого стоит ангел-хранитель в одеждах воина. В одной руке у него меч, в другой — высоко поднятый крест, которым он осеняет спящего и отгоняет беса. Бес в виде крылатого чудовища с двумя лицами падает, сраженный силой креста. Над ложем спящего помещено изображение деисуса как воплощения вечерней молитвы.

Сюжет до ХVII века крайне редок в иконописи и на этой иконе представлен впервые. Литературной его основой является «Слово от видения апостола Павла» из русского нравоучительного сборника «Измарагд», известного на Руси с ХIV века и получившего широкое распространение в ХVI–ХVII веках. В «Слове» говорится об ангеле-хранителе человека, необходимости ежевечерней молитвы и покаяния за грехи.


Чудо Федора Тирона Первая половина XVII в. Савин Н.И.  Дерево, темпера. 
Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске

Эта икона создается по заказу Строгановых. Все в образе отвечает предпочтениям этого семейства. Даже сюжет, который связан с погружением воина в черную бездну, напоминает о том, что Строгановы владели соливарнями, занимались солеварением. И тема - любимый воин своего царя. На иконе в нижней части трижды повторена фигура святого Федора , а в верхней части композиции изображен царь с царицей и его свитой, который скорбит о том, что Федор спустился в колодец, чтобы спасти свою мать, похищенную страшным змием, потому что он боится потерять своего воина. 

Чудо святого Георгия о змие Первая четверть ХVII века. 
Дерево, доска цельная (хiх века), две врезные встречные шпонки, без паволоки, темпера. 
Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова, Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске







Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.