Русские иконы СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА / Stroganov School Russian icon-painting school
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ
Stroganov School Russian icon-painting school
"Строгановская школа" - одно из направлений в русской иконописи конца XVI - 1-й четверти XVII в. Иконы так называемых "строгановских писем" отличаются малыми размерами, тонкой миниатюрной техникой и высоким мастерством письма. Само название "строгановские письма" обязано роду Строгановых, с которыми связаны возникновение и расцвет этого замечательного явления в русской иконописи.
Стилистические принципы строгановских мастеров во многом близки принципам построения лицевых миниатюр, подобных миниатюрам Лицевого летописного свода, созданного в мастерских митрополита Макария в середине ХVI века. Это излюбленное ими диагональное построение композиции, расположение на одной плоскости нескольких сцен, развернутых во времени, элементы условной глубины пространства и т. д. Близок лицевой миниатюре и сам размер строгановской иконы. (Описание Государственный Русский Музей)
Имя иконописца Стефана Арефьева встречается в документах Московской Оружейной палаты. Возможно, он трудился над стенной живописью Благовещенского собора Сольвычегодска в 1600–1601 годах. Икона из этого собора по манере исполнения близка работам Семена Бороздина.
Изображение Богоматери в рост с развернутым свитком и поднятыми в молении руками принадлежит к древнему иконографическому типу «Богоматерь Заступница» (Агиосоритисса). На Руси оно получило именование «Богородица Молебная», или «Моление о народе». Текст на свитке Богоматери содержал ее попечение о спасении христиан, обращающихся к ее заступничеству. Богоматерь предстоит пребывающему на небесах в окружении ангелов Христу, который отвечает ей благословением, а текст на свитке в его руках свидетельствует об удовлетворении просьб Матери.
На древнейших иконах этого извода XV — первой половины XVI века у ног Богоматери изображалась группа молящихся, которая олицетворяла страждущий народ. В середине XVI века этот образ начал вытесняться изображением почитаемых общероссийских и местночтимых святых, воплощающих идею соборной молитвы, покровительства и защиты.
На иконе, которая была написана для Благовещенского собора в Сольвычегодске — вотчине именитых людей Строгановых, — к Богоматери с молением обращаются наиболее почитаемые ростовские чудотворцы. Это первые святители старейшей русской кафедры, ростовские епископы Леонтий, Исайя, Иаков и Игнатий, ростовский юродивый Исидор Твердислов, Петр, царевич Ордынский, и Варлаам Хутынский. Согласно житийной повести, Петр Царевич был племянником хана Берке, принявшим христианство и перешедшим на службу к ростовским князьям (вторая половина XIII — начало XIV века). Он почитался основателем ростовского Покровского монастыря и на иконе представлен в монашеском облачении.
Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники.
Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии).
Фрагмент левой створки
В клеймах средника даны усложненные изводы праздничных композиций, типичные для произведений строгановских мастеров. Развитую иконографию имеют «Рождество Богоматери», дополненное эпизодом встречи Иоакима и Анны, «Сретение» с иллюстрацией пророчества Исаии, «Сошествие во ад» с образом воскресшего Спасителя, стоящего на гробе, и повествованием о женах-мироносицах.
Фрагмент
Ветхозаветный пророк Иона, один из 12 малых пророков, согласно святоотеческой литературе, жил в VIII веке до н. э., при царе Иеровоаме II. По некоторым другим источникам, его деятельность относится ко времени царя Ахава (IX век).
На иконе представлен крайне редкий в иконописи сюжет, связанный с историей ассирийского города Ниневии. Плоскость ковчега диагонально делится на две части, разделенные линией морского берега. В левой части изображен корабль, попавший в бурю по вине Ионы, который ослушался повеления Бога идти проповедовать в Ниневию и бежал «от лица его». Чтобы спасти корабль, Иона просит бросить себя в море. Подплывший кит поглощает его. Три дня и три ночи молится Иона во чреве кита, и Бог, умилостивившись, повелевает киту выпустить пророка на сушу около Ниневии.
ФрагментФрагмент
Немногочисленные сведения о мастере Первуше содержатся лишь в надписях на оборотных сторонах двух икон. В них художник назван человеком Максима Яковлевича Строганова и учеником знаменитого строгановского иконописца Прокопия Чирина.
Икона «Избиение святых отцов в Синае и Раифе» уникальной иконографии, представляющая собой яркий образец искусства, близкого творчеству Прокопия Чирина, позволяет предположить, что мастер, как и его учитель, мог работать в кремлевских художественных мастерских.
Икона "Избиение святых отец в Синае и Раифе" посвящена событию, отмечаемому церковью 14/27 января. Оно было описано египетским монахом Аммонием и относится к истории раннего христианства (IV в.).
Монахи, жившие в пещерах горы Синай и в пустыне Раифа около Красного моря, "в двух днях пути от Синая", подверглись нападению варваров, кочевых арабских племен, прибывших на кораблях. На помощь праведникам из города Фаррана были посланы войска, победившие нечестивых.
Фрагмент1606 году по инициативе царя Василия Шуйского состоялось церковное прославление царевича Дмитрия Ивановича. Он был причислен к лику святых как мученик, погибший от рук убийц. Тело царевича положили в Архангельском соборе. Современниками он воспринимался как покровитель русских князей, «необоримый» хранитель русского государства. С его фигурой связывали идеи необходимости всенародного покаяния и единства Руси. Сразу после канонизации образы святого Димитрия-царевича стали рассылать в разные районы страны, защищавшие ее границы. В ХVII столетии царевич-мученик сделался одним из самых почитаемых русских святых.
На иконе изображен спящий на ложе человек, у изголовья которого стоит ангел-хранитель в одеждах воина. В одной руке у него меч, в другой — высоко поднятый крест, которым он осеняет спящего и отгоняет беса. Бес в виде крылатого чудовища с двумя лицами падает, сраженный силой креста. Над ложем спящего помещено изображение деисуса как воплощения вечерней молитвы.
Сюжет до ХVII века крайне редок в иконописи и на этой иконе представлен впервые. Литературной его основой является «Слово от видения апостола Павла» из русского нравоучительного сборника «Измарагд», известного на Руси с ХIV века и получившего широкое распространение в ХVI–ХVII веках. В «Слове» говорится об ангеле-хранителе человека, необходимости ежевечерней молитвы и покаяния за грехи.
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.