Русские иконы КОСТРОМСКАЯ ИКОНА ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ изд. №1 / Russian icons Russian medieval art

 ИКОНА

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ изд. №1
КОСТРОМКАЯ ИКОНА
 Russian medieval art

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
** Материалы, образы икон использованы с сайта Научного отдела факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

"Гора Нерукосечная" Богоматерь. 18 век. Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Высокого расцвета и яркого своеобразия стиля искусство костромской иконописи достигло в XVII веке. Здесь сложились династии иконописцев, которые по царским указам привлекались для художественных работ в Московском Кремле: Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы, Сергей Рожков, Гурий Никитин, Кирилл Уланов, Василий Никитин Вощин. Благодаря иконописной манере этих мастеров и, особенно, Гурия Никитина – одного из самых значительных русских художников XVII века – формировались стилевые особенности костромской иконы, выраженные в яркой изысканной декоративности, в колорите, осно-ванном на звучных цветовых сочетаниях, мягком орнаментальном рисунке и свободной манере письма.


1


2


3


1.Благодатное Небо. Происхождение
Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского района Костромской области
Реставрация: Реставрированы бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1987-1990 годах.
Иконы из местного ряда иконостаса церкви погоста Бережки. Храм был построен по обету в 1792 году на месте старого деревянного храма, известного с начала XVII века, генерал-майором Ф.М.Кутузовым, владельцем усадьбы Щелыково. Входил в состав усадьбы. Верхний храм освящен во имя Николая Чудотворца, нижний имеет три престола - Георгия, Федора Стратилата и Богоматери Феодоровской. 

2. Богоматерь Боголюбская.  Редкая особенность иконы - зеркальное изображение. У ног Богоматери представлены святые Алексей человек Божий, свт. Нифонт и прп. Илларион Новый (Далматский). Подбор святых имеет патрональный характер. На нижнем поле текст с историей образа.

3. Богоматерь (из деисусного чина) Страна: Россия  Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 17 век. Происхождение Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме
Икона происходит из пятичастного деисуса. Серебряный оклад одновременен живописи. Сведений о вкладчике не имеется. Учитывая высокое качество живописи и оклада, выполненных в московских мастерских Оружейной и Серебряной палат, можно предполагать, что икона является вкладом царя Алексея Михайловича.

4


5


6


4. Богоматерь (из деисусного чина)  Страна: Россия Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 17 век. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря был создан в 1652 году к освящению храма. Иконография икон традиционна для середины XVII века.

5.  Владимирская (на обороте Иоанн Златоуст, апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский) Страна: Россия Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 16 век. Двусторонний запрестольный выносной образ -вклад Д.И. Годунова в Ипатьевский монастырь до 1595 года.

6. Богоматерь Владимирская со сценами сказания. Страна: Россия Место хранения:
 Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 
Икона состоит из двух частей - рамы и вставной иконы-средника, которые могут несколько разниться по времени исполнения. Клейма иллюстрируют "Сказание о чудесах иконы Богоматери Владимирской" по списку XVI века. Клейма: 1.Евангелист Лука пишет образ Богоматери 2.Ап. Лука показывает икону Богоматери 3.Икону перевозят из Константинополя в Киев 4-6. Чудо перемещения иконы в Вышгород-ском монастыре под Киевом 7.Поклонение Андрея Боголюбского образу Богоматери 8.Вручение иконы Андрею Боголюбскому 9.Андрей Боголюбский посылает слугу искать брод на реке 10.Чудо о спасение утопленного человека,искавшего брода 11.Исцеление жены пресвитера Николы 12.Кони останавливаются у града Владимира 13.Строительство храма для чудотворной иконы 14.Украшение иконы 15.Обрушение Золотых ворот во Владимире 16.Битва 17.Мятеж во Владимире после убийства Андрея Боголюбского (?) 18.Вынос иконы из Успенского собора во Владимире 19.Шествие с иконой направляется в Москву 20.Сон Тамерлана 21.Встреча иконы у стен Москвы 22.Торжественное перенесение иконы Богоматери в московский Успенский собор

7


8


9


7. Богоматерь Владимирская. Страна: Россия. Место хранения: Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение
Никольский собор Никольского монастыря в Переславле-Залесском.

8. Богоматерь Владимирская. Страна: Россия Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 18 век. Происхождение
Церковь Успения села Мисково Костромского района Костромской области

9. Владимирская-Нерехтская 18 век. Список с чудотворной иконы Богоматери Владимирской из соборной церкви девичьего монастыря Сретения иконы Богоматери Владимирской в Нерехте. В монастыре почитались две иконы Бог матери Владимирской. Первый образ был принесен из Ярославля в 1634 года, ярославским жителем Иваном Аверкивым. Тогда же была основана обитель Второй образ год спустя был принес из Успенского собора в Ярославле. 

10


11


12


10. Богоматерь Воплощение (на престоле, с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским)

11. Богоматерь Всех скорбящих Радость Страна: Россия Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва. Икона относится к очень редкому варианту иконографии, где в верхней части композиции Богоматерь в образе Царицы Небесной восходит на небеса к встречающему ее Христу. На свитках в руках ангелов, утешающих в нижней части композиции страждущих, пояснительные надписи: "больным посещение", "алчущим питательница", "нагим одеяние", "странным утешение", "обуреваемым пристанище". На самом большом свитке начертано: "Всемилостиваго и небесного царя и Бога Всемилостивая Мати христаинам же всем притекающим к ней и милость Ея с верою просящим, скорая и известная во всяких злоприключениях помощница и заступница".

12. Богоматерь Всех скорбящих Радость. Страна: Россия. Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. 18 век. 

13


14


15


13. Богоматерь. Всех скорбящих Радость Страна: Россия. Место хранения: Частное собрание В.А. Бондаренко 18век. Иконография иконы более правильно определяется как «Образ Умиления и посещения в беде страждущим» (об этом свидетельствует также авторская надпись на иконе, в которой мастер поменял местами слова «умиление» и «посещение»). Этот изначально самостоятельный тип изображения Богородицы со временем стал одним из вариантов более широкой иконографии «Всех скорбящих Радость».

14. Богоматерь.  Всех скорбящих Радость. Страна: Россия Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 18 век.  Иконография восходит к типу "Умиления и Посещения в беде страждущим", где Богоматерь изображается без Младенца. Отличается большой детализацией композиции за счет введения дополнительных подробностей. В верхней части изображения Богоматерь, коронуемую Новозаветной Троицей, окружают сгруппированные в кругах различные чины Сил Небесных.

15. Богоматерь Всех скорбящих Радость. Место хранения: Храм Воскресения на Дебре в Костроме. 18 век 

16


17


18


16. Богоматерь Грузинская. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 16 век. Происхождение Церковь Успения села Горинское Судиславского района Костромской области. Икона принадлежит к популярному в Новгороде и северорусских землях типу, восходящему к древней чтимой иконе из новгородского Софийского собора. Относится к зеркальному варианту ее извода, который в начале XVII века получил название "Богоматерь Грузинская" по прославившемуся тогда образу такой иконографии из Красногорского монастыря. 

17. Богоматерь Звезда Пресветлая. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва 17 век.  Одним из вкладчиков церкви Рождества Христова в Балахне (1673-1674) был протопоп московского Успенского собора Кондрат Ильин. По-видимому, икона создана по его заказу, поскольку в числе припадающих изображен его святой патрон Кондратий-мученик. Остальные припадающие - Иаков брат Господень, Иоанн Богослов, Симеон Солунский, Иоаким и Анна - соименные святые членов семьи заказчика.

18. Богоматерь Знамение (со сказанием). Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва 17 век. Изображение Богоматери в среднике дано в московской редакции, в окружении Сил Небесных. Эммануил представлен на лоне Богоматери в диске. Символы евангелистов соответствуют никоновскому варианту (у Иоанна - орел, у Марка - лев, а не наоборот). Клейма: 1.Сражение новгородцев и суздальцев на Белоозере 2.Роман Мстиславич ведет войско на Новгород 3.Моление архиепископа Иоанна перед образом Спаса 4.Созыв собора и сообщение святителя о "гласе", услышанном им во время молитвы 5.Протодиакон с народом пытаются принести икону Богоматери на собор 6.Возвращение протодиакона и народа без иконы, "яко некая сила ее держит" 7.Святитель идет к иконе Богородицы и совершает молебен 8.Икона сама подвигается в руки святителя 9.Торжественное шествие с иконой Богоматери через Волхов 10.Служба перед иконой Богоматери о спасении 11.Вознесение иконы "на забралограда" 12.Обмен послами и начало битвы 13.Битва новгородцев с суздальцами 14.Икона обратилась лицом на град. Святитель увидел слезы от иконы и "прият в фелонь свой" 15.Гнев Господень "на сопротивных" 16.Поражение суздальцев 17.Благодарственный молебен Богородице 18.Созидание храма в честь иконы 19.Перенесение иконы в новый храм 20.Моление перед иконой Программа и подписи к клеймам составлены на основе текстов новгородского "Сказания о битве новгородцев с суздальцами" середины XIV века, известного в различных редакциях и многочисленных списках XVI-XVII веков, а также сочинений Пахомия Логофета "Воспоминание знамения" и "Слово похвальное знамению", включенных в состав жития свт. Иоанна Новгородского.

19


20


21


19. Богоматерь Иверская. Место хранения: Церковный историко-археологический музей Костромской епархии 17 век. Церковь Покрова села Шунга Костромского района Костромской области

20. Богоматерь Иерусалимская. Место хранения: Областной музей "Музеи города Юрьевца" 18 век Почитание иконы Богоматери Иерусалимской в Юрьевце Повольском и его окрестностях связано с именем царского изографа Кирилла Иванова Уланова, в монашестве Корнилия, который с 1709 года жил в Троицком Кривоезерском монастыре близ Юрьевца, а в 1714-1719 годах был его настоятелем. В монастыре в 1709 году им была написана икона Иерусалимской Богоматери, являвшаяся несколько уменьшенным списком с чудотворной иконы из московского Успенского собора. Образ стал главной святыней обители и широко почитался еще до своего официального прославления в 1781 году. Уланов выполнил в монастыре, по крайней мере, еще две иконы Иерусалимской Богоматери. Одна, созданная также в 1709 году, была его келейным образом. Другая, написанная в 1715 году, стояла в монастырской часовне в Юрьевце. Оба списка также были чтимыми. Данная икона является одним из поздних списков с чудотворного образа, созданным в связи с его прославлением.

21. Богоматерь Казанская. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

22


23


24


22. Богоматерь Казанская. Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково". Происхождение
Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского район Костромской области

23. Богоматерь Казанская. Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково". Происхождение
Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского района Костромской области

24. Богоматерь Казанская. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение
Церковь Рождества Богородицы села Кишино Сусанинского района Костромской области

25


26


27


25. Богоматерь Казанская, со сказанием. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 18 век. Клейма: 1.Первое явление иконы Матроне 2.Второе и третье явление иконы Матроне 3.Матрона рассказывает об иконе матери 4.Приведение Матроны к архиепископу Казанскому Иеремии 5.Обретение иконы Богоматери на месте сгоревшего дома 6.Молебен перед обретенным образом 7.Перенесение обретенной иконы в храм 8.Поставление иконы в Благовещенском соборе и исцеление слепца Никиты 9.Поклонение иконе в храме Успения 10.Принесение списка с иконы в Москву к царю Ивану IV 11.Принесение иконы казанским ополчением в Москву в 1612 году 12.Моление перед иконой о защите Москвы от поляков В среднике под изображением Богоматери приведены тексты кондака и тропаря Казанской иконе.

27. Коронование Богоматери. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона из иконостаса церкви села Никола-Ширь,из деисусного ряда. Каменный холодный храм свт. Николая в селе Ширь построен в 1792 году. Тогда же созданы его иконостасы (главный и два в приделах). В 1987 году иконы главного иконостаса были вывезены из закрытого храма в филиал КГОИАМЗ "Ипатьевский монастырь" в городе Макарьеве, откуда в 1990 году переданы в КСНРПМ (Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская). По окончании реставрации поступили в головной музей.

26. Богоматерь Казанская, со сказанием.    В среднике под изображением Богоматери приведен текст тропаря иконе. КЛЕЙМА:

26.1


26.2


26.3


26.1  клеймо 1.Первое явление иконы Богоматери Матроне и ее рассказ об этом матери 
26.2  клеймо 2.Второе явление иконы Матроне и ее рассказ об этом матери
26.3 клеймо  3.Третье, "огненное" явление иконы

26.4


26.5


26.6


26.4. клеймо  4.Приведение Матроны к воеводам
26.5  клеймо 5.Приведение Матроны к архиепископу
26.6  клеймо  6.Обретение иконы

26.7


26.8


26.9


26.7 клеймо 7.Мать Матроны рассказывает архиепископу об обретении иконы 
26.8. клеймо 8.Крестный ход к месту обретения иконы 
26.9 клеймо 9.Перенесение иконы в храм и исцеление Иосифа от слепоты 

26.10


26.11


26.12


26.10 клеймо 10.Поставление иконы в Благовещенском соборе и исцеление слепца Никиты 
26.11 клеймо 11.Создание списка с иконы и отсылка его в Москву 
26.12. клеймо 12.Царь Иван Васильевич приказывает учредить монастырь на месте обретения иконы

27


28


29



27. Богоматерь Корсунская (с апостолом Петром и пророчицей Анной на полях). Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 17  век.  Ипатьевский монастырь в Костроме.
На обороте надпись конца XIX века: "Корсунская икона Божъей Матери дар царя Алексея Михайловича". Оклад современен иконе, соответствует первой половине XVII века. Утрачены венцы Богоматери с Младенцем и апостола Петра, а также жемчужная обнизь по лузге. 

28. Богоматерь Корсунская. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Церковь Введения в Рыбной слободе в Галиче Костромской области

29. Одигитрия. Место хранения: Церковный историко-археологический музей Костромской епархии 16 век. Икона относится к типу Одигитрии Смоленской. Фон и нимбы прописаны при реставрации. Живопись на левой стороне лика Младенца утрачена, реконструирована при реставрации. Происхождение Церковь Покрова села Шунга Костромского района Костромской области

30


31


32


30. Одигитрия. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В целом икона относится к типу Одигитрии Смоленской. Отличается небольшим наклоном головы Богоматери вправо, а также гладкой прической Младенца с глубокими залысинами. Аналогичная особенность в изображении Младенца встречается на иконах Одигитрии, происходящих из костромских земель и, очевидно, связана с повторением какого-то чтимого образа. Происхождение Церковь села Павловское Буйского района Костромской области.  16 век. 

31. Одигитрия Реставрация: в 2002-2003 годах. Происхождение Церковь Николая Чудотворца села Сидоровское Красносельского района Костромской области 16 век.  
Памятник относится к распространенному в иконописи XV - XVII веков иконографическому типу Богоматери Одигитрии с поясными изображениями архангелов Михаила и Гавриила в медальонах в верхних углах, который восходит к образу из собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле, поновленному в 1482 году Дионисием.

32. Одигитрия. Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме нач. 17 века. Происхождение Церковь Воскресения на Дебре в Костроме.
 

33


34


35


33. Одигитрия. Место хранения: Нерехтский краеведческий музей. Происхождение
Церковь Николая Чудотворца села Верховье Солигаличского района Костромской области
Погост Верховье, из храма которого происходит икона, был пожалован царем Михаилом Федоровичем в 1628 году стольнику Александру Воейкову за участие в обороне Москвы от поляков. Иконографический тип отличается деталями, часто встречающимися в иконах Одигитрии, происходящих из костромских земель: широкое оплечье на хитоне Младенца, две глубокие залысины на его лбу, направленность взора Богоматери в сторону и немного вверх.Происхождение Церковь Николая Чудотворца села Верховье Солигаличского района Костромской области

34. Собор Богоматери. Происхождение Церковь Собора Богородицы села Холм Галичского района Костромской области
Иконография образа оригинальна, соединяет особенности двух композиций - собственно "Собора Богоматери" широко распространенной редакции, включающей сцену Поклонения Младенцу и изображение певцов (или человеческого собора), а также редкой расширенной иллюстрации стихиры "Что Ти принесем" с рядом дополнительных деталей на основе текста апокрифического Протоевангелия Иакова, но без изображения певцов, возникновение которой связано с творчеством строгановских мастеров.

35. Богоматерь Тихвинская. Место хранения: Областной музей "Музеи города Юрьевца". 19 век. Происхождение Церковь Сретения в Юрьевце Ивановской области. По-видимому, образцом для нее послужила одна из Тихвинских икон Богоматери, созданных бывшим царским изографом Кириллом Улановым в период его жизни в Троицком Кривоезерском монастыре близ Юрьевца. Известно, что в 1709 году он написал две такие иконы для юрьевецких храмов. Одна из них находилась в Богоявленской церкви, другая, имевшая раму с клеймами сказания, стояла в местном ряду иконостаса Сретенского храма, откуда также происходит этот образ. 


36


37


38


36.  Богоматерь Тихвинская 16 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение
Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.
О времени и обстоятельствах появления иконы в Ипатьевском монастыре точных сведений не имеется. Опись монастыря 1701 года указывает, что икона стояла в местном ряду иконостаса Троицкого собора второй слева от Царских врат. В 1756 году стояла перед правым клиросом в специальном киоте. В 1827 году перемещена в иконостас на прежнее место, вместо иконы "Благовещение". Икона почиталась в Ипатьевском монастыре как точный список с чудотворного образа Тихвинского монастыря. В конце XIX века была украшена серебряным окладом. В 1851 году приносилась на освящение памятника Ивану Сусанину.

37. Богоматерь Толгская 18 век. Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение Церковь великомученицы Варвары в Ярославле. 

38. Богоматерь Умиление (в киоте). 17 век. Киот реставрирован в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в начале 1960-х годов. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник  Происхождение Ипатьевский монастырь в Костроме

39


40


41


39. Богоматерь Умиление Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 18 век. Икона написана костромским мастером, связанным с Москвой, который жил и работал в Ярославле в первой трети XVIII века.

40. Одигитрия. Место хранения: Собор Богоявления Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. 18 век. Происхождение Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме

41. Одигитрия. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Авторское название иконы Богоматери Одигитрии, находящейся на левом завороте местного ряда, в настоящее время не читается из-за утрат красочного слоя. Изображение восходит к популярному в итало-греческой иконописи XV-XVI веков типу "Madre della Consolazione", известному в России под названием Богоматери Палестинской.  Происхождение Иконостас Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря. 18 век. кона атрибутирована Василию Никитину Вощину на основании стиля.

42

строка 9, столбец 1
43

строка 9, столбец 2
44

строка 9, столбец 3
42. Богоматерь Феодоровская (на обороте великомученица Параскева).  18 век (начало) Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 

43. Богоматерь Феодоровская. Место хранения: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Никита Артемьев - костромской иконописец, брат иконописца Михаила Артемьева. В Вологде в церкви Андрея Первозванного во Фрязинове в начале XX века находились три иконы, написанные в 1714 году костромскими иконописцами Карпом Григорьевым, Михаилом и Никитой Артемьевыми. Происхождение Церковь Вознесения в Москве

44. Богоматерь Феодоровская. Частное собрание 

45


46


47


45. Аарон и Давид пророки. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 18 век.  Стилистические особенности комплекса характерны для иконописи окраины северо-востока костромских земель, находившейся в сфере влияния соседнего Великого Устюга. Подобный стиль, ориентированный на столичное искусство, был особенно широко распространен в дворянской усадебной культуре Солигалича и его округи. Происхождение Преображенская церковь погоста Попково Галичского района Костромской области.
Попков погост впервые упоминается в 1587 году. Тогда в нем было два деревянных храма, посвященных свт. Николаю и вмч. Георгию. Очевидно, в связи с этим в местный ряд иконостаса храма 1784 года была написана икона святых воинов Георгия и Димитрия. 

46.  Пророк Аввакум. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение Троицкий собор Сыпанова монастыря в Нерехте. 19 век.

47. Праотец Авель. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 17 век. Происхождение Троицкий собор Сыпанова монастыря в городе Нерехте Костромской области
Иконостас Троицкого собора Сыпанова монастыря (освящен в 1678 году) был написан на средства князя Н.И.Одоевского в Москве в 1679-1680 годах. Иконы знаменил жалованный мастер Оружейной палаты Федор Евти-хеев Зубов, писал нерехтский иконописец Василий Осипов (Игнатьев),

48


49


49.1


48. Преподобный Авраамий Галичский. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 18 век. Происхождение
Часовня села Фоминское Костромского района Костромской области. Преподобный Авраамий Галичский (Чухломский, Городецкий) - ученик Сергия Радонежского, основатель монастырей. Согласно преданию, умер в 1375 году, но, возможно, и позднее, так как в его житии упоминается князь Юрий Дмитриевич, получивший Галичский удел в 1389 году. Местно почитался с 1553 года, официально канонизирован в 1621 году. Житие было составлено в 1548-1553 годах игуменом Городецкого монастыря Протасием. Согласно житию святого, ему на берегу Галичского озера явилась икона Богоматери Умиление. По просьбе галичского князя он привез икону в Галич. На месте ее явления был построен Авраамиев Новозаозерский монастырь. Ранних изображений святого не сохранилось, поэтому трудно судить о времени появления в его иконографии такой значимой детали, как икона Богородицы в его руках. 

49. Авраамий Галичский, с житием. Место хранения: Солигаличский краеведческий музей имени Г. И. Невельского. 19 век

49.1 Клейма: 1.Приход прп. Авраамия к прп. Сергию Радонежскому 

49.2




49.3


49.4


49.2 клеймо 2.Прп. Авраамий просит благословения прп. Сергия на монашество 
49.3. клеймо  3.Благословение прп. Сергием прп. Авраамия
49.4  клеймо  4.Жизнь прп. Авраамия в пустыне 

49.5


49.6


49.7


49.5 клеймо 5.Моление прп. Авраамия у горы
49.6 клеймо 6.Знамение прп. Авраамию 
49.7 клеймо 7.Обретение прп. Авраамием иконы Богоматери 
 
50


51


52


50. Александр Свирский, Гурий, Самон и Авив 17 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Серебряная рамка на полях и венцы современны живописи иконы Прп. Александр Свирский (конец XV - начало XVI века) - основатель Александро-Свирского монастыря в Олонецких землях. Мощи обретены в 1641 году. Ему молились с просьбой о рождении ребенка мужского пола. Мчч. Гурий, Самон и архидиакон Авив (IV век) считались охранителями от супружеской неверности. Подбор святых на иконе указывает, что она была написана как моление о благополучии в семье и рождении наследника.

51. Святитель Алексий, митрополит Московский 18 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Иконография образа следует редакции, появившейся в Москве у мастеров Оружейной палаты в 1680-е годы. Происхождение: Церковь Покрова села Шунга Костромской области.

52. Святитель Алексий, митрополит Московский.17 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение
Иконостас церкви Спасо-Преображения села Спас-Вёжа Костромского района Костромской области

53


54


55


53. Варвара великомученица 18 век. Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково". Происхождение Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского района Костромской области. Иконы из местного ряда иконостаса церкви погоста Бережки. Храм был построен по обету в 1792 году на месте старого деревянного храма, известного с начала XVII века, генерал-майором Ф.М.Кутузовым, владельцем усадьбы Щелыково. Входил в состав усадьбы. Верхний храм освящен во имя Николая Чудотворца, нижний имеет три престола - Георгия, Федора Стратилата и Богоматери Феодоровской. 

54. Василий Великий (из деисусного чина). 17 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря был создан в 1652 году к освящению храма. Иконография икон традиционна для середины XVII века. Происхождение
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря.

55. Святитель Василий Великий. 15 век. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона, по-видимому, была храмовым образом главной церкви Васильевского монастыря в Галиче (существовал в первой половине XVI века), откуда затем попала в соседнюю церковь Параскевы Пятницы в Рыбной слободе. Свт. Василий Великий, епископ Кесарии Капподокийской (IV век) - патро-нальный святой московских великих князей Василия I и Василия II (Темного).Возможно, что вкладчиком в один из галичских храмов был Василий Темный. Поясные отдельные изображения свт. Василия Великого крайне редки. Происхождение: Церковь Параскевы Пятницы в Рыбной слободе в городе Галиче Костромской области.

56


57


58


56.  Святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст. 1650 год. Место хранения: Придел Трех святителей церкви Воскресения на Дебре в Костроме.
Происхождение: Придел Трех святителей церкви Воскресения на Дебре в Костроме

57. Вениамин праотец. 1679-1680 гг.. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Происхождение Троицкий собор Сыпанова монастыря в городе Нерехте Костромской области. Иконостас Троицкого собора Сыпанова монастыря (освящен в 1678 году) был написан на средства князя Н.И.Одоевского в Москве в 1679-1680 годах. Иконы знаменил жалованный мастер Оружейной палаты Федор Евти-хеев Зубов

58. Георгий (Чудо Георгия о змие) 15 век. Место хранения: Частное собрание В.А. Бондаренко. Происхождение: Город Нерехта Костромской области. Возможно, была храмовым образом Георгиевского придела церкви Благовещения в Нерехте. Иконография относится к редкому варианту краткой редакции сцены, где поражаемый Георгием дракон извивается не среди горок и пещеры, а прямо на поземе. Наиболее примечательная особенность образа - черная масть коня, что роднит икону с рядом среднерусских произведений XIV-XVI веков. Черный конь, наряду с белым, красным и рыжим, упоминается в Апокалипсисе. По толкованию Андрея Кесарийского, всадник на черном коне, появляющийся в момент снятия Третьей печати (Откр 6:5-6), означает "плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений". Георгий, стяжавший венец победителя над мучениями, мастью своего коня "снимает" наказание апокалиптического образа. На полях изображены преподобный Макарий и архидиакон Стефан.