Иконы собрания Велимезиса Греция. Крит / Icons from the collection of Velimesis

  ИКОНА

Иконы собрания Велимезиса (часть 1)

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
** Материалы, образы икон использованы с сайта Научного отдела факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет



Богоматерь (оплечная). Страна: Крит. Место хранения: Собрание Велимезиса

Икона оглавной Богоматери, по всей видимости, восходит к композиции Деисуса с центральным образом Христа, утверждающейся в творчестве Эммануила Ламбардоса. Аналогичные иконы с главой Богоматери находятся в Византийском музее в Афинах, в частной коллекции в Лондоне и в Греческом Институте в Венеции, а одним из лучших образцов данной иконографии является икона в Падуе. Безупречная техника исполнения позволяет отнести настоящую работу к той же мастерской, что иконы Византийского музея и лондонской коллекции, и датировать ее тем же периодом, около 1600 г.

Бизнесмен Эмилиос Велимезис занялся коллекционированием искусства в середине 1930-х годов, и за десять лет собрал около девяноста икон так называемого поствизантийского периода, то есть после падения Константинополя в 1453 году. После смерти Велимезиса собрание разошлось по разным владельцам, лучшие произведения попали в афинский Музей Бенаки, другие осели у родственников, частных лиц, в фондах. В начале 1990-х один из потомков решил восстановить коллекцию, отреставрировать и изучить произведения, а также издать научный каталог собрания. Более того, его превратили в передвижную выставку, которая уже больше десяти лет колесит по разным странам, от Польши и Австрии до Кореи. В Эрмитаж привозят около сорока икон XV-XVIII веков и несколько поздних прорисей на бумаге XIX века.


1


2


3


1. Богоматерь с Младенцем (на престоле). Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса

2. Богоматерь Владимирская Уточняющая датировка: 19 в. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Изображение Богоматери следует иконографическому типу Умиление с Младенцем на правой руке, получившему распространение в России по образцу знаменитой иконы, перевезенной в XII в. из Константинополя во Владимир. Богоматерь в красном мафории с богато украшенной каймой держит маленького Христа, который обнимает ее обеими руками. Младенец облачен в длинный хитон с плотным золотым ассистом. Фон заполнен сине-зелеными облаками. Аббревиатуры кириллицей внутри живописных табличек.

3. Богоматерь  Елеуса Кикская. 18 век. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Иконографический тип настоящей работы следует знаменитой иконе Богоматери Киккской из одноименного монастыря на Кипре. Этот тип, известный в иконописи с XII в., получает широчайшее распространение на поздних поствизантийских иконах и в гравюрах XVIII и XIX вв. На этих изображениях, как и на нашей иконе, позы Богоматери и Христа в точности повторяются, а Христос, как правило, держит в руке развернутый свиток. Ближайший аналог представляет собой икона Киккского монастыря 1757 г., где к сходству образов добавляется и совпадение в изображении свернутого свитка в руке Христа. Иконографические и стилистические характеристики иконы отвечают тем, что встречаются на иконах более народного искусства XVIII в. Реминисценции итальянских образцов - точечный орнамент нимба и золотая вышивка мафория - указывают на островную мастерскую XVIII в.


4


5



6


4. Богоматерь Млекопитательница. 18 век. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Иконографический тип, представленный на иконе, известен еще с византийских времен, изредка появляется в критской иконописи XVI в. и чаще в более позднее время. Большое количество икон Млекопитательницы, около сорока работ, исполненных в манере с итальянским влиянием и датируемых с XVI по XVIII вв., находится в Равенне. Название настоящей работы "Спилеотисса" указывает на ее связь с иконой, почитаемой в монастыре Мега Спилеон (Великая Пещера), а употребление термина "оттиск" в пространной надписи говорит о том, что икона воспроизводит одну из гравюр, выпущенных монастырем в период с конца XVIII и на протяжении XIX вв. 

5. Богоматерь Одигитрия. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса. 15 век
Иконография положения Богоматери и Младенца следует изводу, представленному на знаменитых иконах Богоматери "Перивлепта" и "Психосострия" Охрида, получившему широкое распространение в иконописи критской школы, начиная с XV в., и встречающемуся на таких выдающихся образцах, как икона середины XV в. на Керкире и иконы Андреаса Ритзоса. Однако изображение одеяний Христа: гиматий, оставляющий непокрытым хитон и обвивающий лишь нижнюю часть фигуры, - отступает от этой модели и руководствуется иконографией, известной по нескольким выдающимся работам палеологовского искусства, как например "Елеуса" Хиландарского монастыря (1-ая четверть XIV в.) и "Перивлепта" из Троице-Сергиевой Лавры (2-ая половина XIV в.), следующим типу константинопольской чудотворной иконы. 

6. Богоматерь Одигитрия. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса 15 век.
Иконография следует популярному в критском искусстве изводу, предсавленному в большом числе икон. Среди наиболее известных - иконы Андреаса Ритзоса в Риме и Триесте, которые, по-видимому, утвердили этот тип в иконописи Критской школы. Правда, хитон Христа на указанных иконах не темно-синего цвета, как на публикуемой.

6


7


8


6 Богоматерь Умиление Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса 15в.
Положение голов на иконе соответствует византийскому иконографическому типу Богоматери Умиление (Гликофилуса или Елеуса). Положение рук и скрещенных ног Христа с развязавшейся сандалией на одной из них, связано с типом Нескверной или Страстной, в том виде, который формируется у великих критских мастеров XV в., особенно у Андреаса Ритзоса.

7. Богоматерь Умиление Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса 15в

8. Первомученик Александр со сценами его мучения 17в. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Святой Александр, изображенный на настоящей иконе, не упоминается среди одноименных святых, описываемых в Ерминии Дионисия, и не известен по иным иконам. Иконография сцены в точности следует Новому Синаксарю Никодима Святогорца, который, по всей видимости, и является единственным источником этой оригинальной композиции.

9


10


11


9. Алексий, человек Божий Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса. 15 век
Святой, отринувший аристократическое происхождение, невесту и богатства, влачивший нищенское бытие даже возле родного дома, не очень часто встречается в византийской живописи. В Минее XI в., происходящей из святогорского Кастамонитского монастыря, помещена миниатюра (на 17 марта), представляющая его на смертном ложе с императором Гонорием, который принимает из рук святого лист, где обозначается истинное его происхождение и житие. В рукописном толковании живописи Музея Бенаки (№ 35, XVII в.) на с. 51 имеется рисунок чернилами святого Алексия, внесенный позднейшей рукой на внутреннем поле. Одиночное изображение святого Алексия не известно в византийских иконах, но в поствизантийских стенных росписях он встречается довольно часто и представляется, согласно Ерминии Дионисия [Фурноаграфиота], "подобным Предтече, с остроконечной бородой". 

10. Андрей Первозванный Страна: Крит Место хранения: Музей Бенаки, Афины 16 век
Прямоличный образ святого с длинной седой бородой, с седыми власами, которые беспорядочными небольшими прядями обрамляют лик по контуру, знаком по устоявшейся иконографии как византийской, так и поствизантийской живописи, согласно которой святой Андрей в погрудном или полнофигурном изображении держит свернутый свиток и, в большинстве случаев, крест на длинной рукоятке. Краски одеяний, как правило, идентичны: красно-розовый хитон и зеленый гиматий.

11. Святой Антипа Пергамский. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век
Судя по величанию Никодима Святогорца, святой Антипа исцелял зубную боль. Изображение святого зарегистрировано в Ерминии Дионисия и сходным образом представлено на немногочисленных известных иконах. В самом раннем изображении, на иконе Синайского монастыря XIII в., святой представлен по пояс с подобного вида длинной седой бородой, как и на более поздней иконе монастыря Ставроникита местной мастерской XVIII в. Аналогичными чертами Контаринис наделяет святого Антипу и на иконе собрания Ловердоса, где он изображен вместе со святыми Ахиллием и Андреем. 

12


13


14


12. Преподобный Антоний Великий Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса
Антоний Великий, один из самых популярных святых в иконописи Критской школы, встречается на иконах замечательных мастерских с конца XIV в. на Керкире, а начиная с XV в. - в Византийском музее и в иных местах. Обеими руками он держит развернутый свиток с надписью черными уставными буквами: (Видел я ловушки дьявола). 

13. Говделаас (Гаведдай) Страна: Крит Место хранения: Музей Бенаки, Афины 17 век
Если искать какой-либо конкретный прообраз данного творения, можно было бы указать картину Тинторетто, святую Урсулу в часовне Оспедале в Венеции, как пример сквозного образа ренессансной и барочной живописи. Представляется, что не несущая подписи икона вышла из-под руки не самого Эммануила Тзанеса, а другого мастера, менее посвященного в дух традиции, возможно, какого-нибудь ученика. Святой Гаведдай (Говделаас в греческой традиции) был сыном персидского царя Сапора (Савория), уверовал в Христа и принял за него мучения и смерть, память святого празднуется 29 сентября. Самые ранние известные его изображения находятся на росписях XVI в.

14. Екатерина великомученица Страна: Греция Место хранения: Музей Бенаки, Афины 17в.

15


16


17


15. Иаков, брат Господень Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век
Святой Иаков Младший, сын Иосифа и первый епископ Иерусалима, изображен согласно описанию Ерминии Дионисия как "старец длиннобородый". Остальные физиогномические черты напоминают, однако, святого Николая: седые волосы над теменем и на висках уложены, как у святого чудотворца, а борода как будто разделена на две части, причем верхняя часть пышнее и своей округлой формой напоминает бороду святого Николая. По-видимому, иконописные характеристики святого Иакова, в отличие от образов других святых, не получили полной определенности.

16. Иаков, брат Господень Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18в.
Cвятой Иаков, первый епископ Иерусалимский, восседает на троне изображенном в виде предварительного рисунка по золотому фону без наложения красок. Нимб обозначен точечными звездочками, такого ж типа орнаментальные детали с маленькими крестами нанесены по фону сверху, у рисованного обрамления, и ниже, на уровне сиденья. Лик святого с длинной черной бородой сильно поврежден и, вероятно, из-за старого опыта консервации, почернел так сильно, что черты едва улавливаются. Пол вымощен плитами, расположенными в шахматном порядке.

17. Илия Пророк, Василий Великий 18век Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Иконографический тип пророка Илии вне пещеры аналогичен тому, который определился в критских иконах XV в. и которому позднее следует Михаил Дамаскинос в иконе монастыря Ставроникита, с тем, однако, существенным различием, что пророк Дамаскиноса смотрит вперед. Еще более сильное расхождение видно в манере письма и в чертах лика, на нашей иконе более сухого, с тонкими бровями и удлиненной остроконечной бородой. Описанных признаков недостаточно для того, чтобы атрибутировать икону определенной мастерской. Способный мастер с индивидуальной манерой письма, с характерным увлечением каллиграфией и декоративным оформлением работал, по-видимому, в провинциальном центре XVIII в.

18


19


20


18. Святитель Иоанн Златоуст. Реставрация: Икона написана на доске с тонким грунтом. Различимы прорисные контуры. Старейшая расчистка сильно повредила живопись. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век. 

19. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Реставрация: Икона написана на доске орехового дерева, по тонкому грунту. Легкие прориси контуров, подчеркнутых тонкой черной обводкой. Сохранилась в хорошем состоянии; только золото фона полностью утрачено, а также золотые линии по крыльям. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса. 16 век.
Аскетический образ Предтечи - худая, изможденная высокая фигура, облаченная в милоть, - в том виде, в котором он представлен здесь, сбоку, в трехчетвертном повороте лица, с характерным сгибом в пояснице и коленях, снят, должно быть, со сцены Крещения. Оттуда же происходит и такая деталь, как дерево с топором, символизирующая слова Предтечи: "Уже бо и секира при корени древа лежит" (Мф. 3. 10). В сцене Крещения, однако, он никогда не предстает с крыльями, в отличие от фронтальных изображений Предтечи "Се агнец Божий". Крылья символизируют его миссию как ангела Христа, согласно пророчеству Малахии (3.1), повторяемому и Матфеем (11.10). Самое раннее изображение Предтечи с крыльями находится в Арилье (1296/7), в то время как представление главы святого в чаше вписывается в палеологовскую иконографию Усекновения и Обретения главы Предтечи.

20. Иоанн Предтеча, в житии. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса. Уточняющая датировка: 19 в. 1800 г. Сцены читаются сверху вниз слева и снизу вверх справа: 1. Ангел благовествует Захарии, 2. Целование Елизаветы, 3. Рождество Предтечи, 4. Елизавета уходит, 5. Ангел берет Предтечу, 6. Глас, вопиющий в пустыне, 7. Крещение Христово, 8. Святой порицает царя, 9. Усекновение... святого Предтечи 10. Обретение честной главы Предтечи. На обрамлении пятой сцены, под средником, проставлена дата: (1800 г. 9 мая).







Ангел благовествует Захарии ( фрагмент 1)
Обретение честной главы Предтечи. ( фрагмент 10)
Усекновение... святого Предтечи (фрагмент 9)
 






Рождество Предтечи (фрагмент 3)
Елизавета уходит (фрагмент 4)
Ангел берет Предтечу  (фрагмент 5)

21


22


23


21. Никола Чудотворец на троне. Сохранилась очень хорошо, только золото украшений несколько поблекло, и золото фона в значительной степени утрачено. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса. 15 век.

22. Никола Чудотворец (Святитель Николай Мирликийский) Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век. Данный иконографический тип святого Николая определился в монументальной живописи и в крупномасштабных иконах уже в XII в., в иконописи XV в.

23. Никола Чудотворец (Святитель Николай Мирликийский). Реставрация: Хорошее состояние с повреждением в верхней части, в результате которого утрачена часть нимба. Страна: Греция 
Место хранения: Собрание Велимезиса 19 век.

24


25


26


24. Параскева Пятница, в житии .Реставрация: В прошлом икона была подвержена очистке методом огня и понесла серьезные повреждения: в значительной степени утрачен красочный слой, золотой фон, контуры образов и строений.

В среднике представлена святая Параскева в поясном, прямоличном изображении. В правой руке она держит крест на длинной рукояти, с Распятием, а в левой - свою усекновенную главу и развернутый свиток с утраченной надписью (при позднейшей записи поверх была нанесена надпись "Свят, Свят Господь Саваоф". Нимбы обеих глав святой украшены точечным орнаментом с простым растительным мотивом. На полях - двенадцать клейм, повествующих о мучениях и чудесах святой согласно ее житию.  Клейма, окружающие средник нашей иконы, представляют собой чрезвычайно интересный комплекс изображений с ярко выраженным повествовательным началом. Сцены читаются слева направо, по горизонтали: 1) Святая перед Аэтием. 2) Святая в темнице. 3) Истязание воловьими жилами. 4) Мучение раскаленным шлемом, который стражники возлагают на главу сидящей на троне святой. 5) Святая, посаженная в котел, беседует с императором. 6) Святая умерщвляет дракона. 7) Мучение святой на колесе. 8) Святая, подвешенная за волосы на столбе и опаляемая светильниками. 9) Посаженная в котел святая беседует со спускающимся с небес ангелом. 10) Святая беседует с коленопреклоненным императором (эпизод ассоциируется с крещением императора). 11) Святая перед жертвенником сокрушает идолов. 12) Усекновение главы святой.

25.  Апостол Петр Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век. Образ апостола с раскрытым свитком в форме опахала происходит из ико- нографии, принятой в Критской школе XV в., и засвидетельствован на живописном обрамлении иконы Богоматери с ангелами в Музее Бенаки, а также известен по образцам палеологовского искусства.

26 Святой Прокопий-воин. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век. Прокопий является одним из самых известных святых-воинов. Его изображения встречаются на росписях Протата и Хиландарского монастыря, где он представлен в рост, в аналогичном одеянии, но без кирасы, и с идентичными чертами лика. Рассматриваемый образ еще более напоминает тип святого-воина на иконе святого Димитрия в Белграде начала XV в., так же, как и святой Прокопий держащего обнаженный меч, повернутый вниз. 


27


27а


27б


27.  Святитель Спиридон Тримифунтский в житии. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век.

Шесть сцен жития представлены в верхнем и нижнем поясах иконы, по три в каждом. Внизу по центру красными уставными буквами на золотом фоне начертана подпись: (1744 г. Рука Николаоса Калергиса). Клейма читаются сверху, слева направо

27а. Клеймо.1. Святой Спиридон останавливает проливной дождь. Коленопреклоненный святой молится, глядя на затянутое черными тучами небо. В глубине пейзаж с колоритными деталями и здания града. С такой же точностью и простотой написаны грозные черные тучи и дождь, останавливающийся благодаря чудесному вмешательству святого.

27б. 2. Святой Спиридон повергает ниц Ария. Святой стоя беседует с группой оживленно жестикулирующих священников. Арий представлен павшим на пол.

27в


27г


27д


27в. 3. Святой Спиридон обращает змею в золото. Святой стоит перед коленопреклоненной мужской фигурой и держит в руке змею. За ним богатый деталями ландшафт с различными строениями.
27г  4. Святой Спиридон предстает царю во сне. Святой стоит справа в комнате, где на большой ренессансного типа постели с балдахином спит царь, укрытый роскошными покрывалами, а у его изголовья парит маленький ангел.
27д 6. Святой Спиридон воскрешает дочь. Святой стоит слева и благословляет деву, восстающую из большого мраморного ковчега.

28


29


30


28. Христос Великий Архиерей. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса. 18 век

29. Воскрешение Лазаря Страна: Крит Место хранения: Музей Бенаки, Афины. 16 век

30. Вход в Иерусалим. Страна: Кипр Место хранения: Музей Бенаки, Афины 15 век. 
Реставрация: Икона написана на массивной кипарисной доске, в выработанном по ней ковчеге, с узкими полями по краям. Сохранилась очень хорошо: почти нетронута, за исключением легкой подкраски по красному мафорию женщины у дерева.

31


32


33


31. Положение во гроб. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век.
Иконографический тип известен по старинным иконам византийского происхождения. Примером служит икона на Синае начала XV в., где главные персонажи представлены в схожих позах и в подобной компоновке: Богоматерь сидит у изголовья Христа, склонившийся Иоанн целует его десницу, а Иосиф, так же нагнувшись, поддерживает его ноги. Отлична позиция Марии Магдалины, которая на синайской иконе стоит слева, там, где на нашей иконе изображена стоящая за Богоматерью женщина. Марию Магдалину с воздетыми руками в центре, позади Христа и перед Крестом, мы встречаем еще на византийских образцах, например на стенописи трапезной Патмоса, около 1200 г., и в рукописи Оксфорда 1322-1340 гг. 

32. Положение во гроб. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век
Икона следует устоявшемуся образцу критской живописи XV в. в том виде, в которым мы встречаем его на иконах в Музее Реклингхаузена и на Санторини. Модель сформировалась еще в палеологовский период, поскольку ее можно видеть, с некоторым вариациями в компоновке персонажей, в оксфордском кодексе 1322-1340 гг. и на синайской иконе начала XV в. 

33. Пьета. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век.
Изображение Оплакивания на настоящей иконе представляет собой несколько византинизированный вариант Пьеты, известной итальянской сцены оплакивания Христа, начиная с XV в. внедрившейся в критскую живопись, получившей популярность и запечатленной на таких известных образцах, как иконы Андреаса Павиаса в Россано и круга Николаоса Тзафуриса в Музее Бенаки.

34


35


36


34. Распятие Господне. Страна: Греция. Место хранения: Музей Бенаки, Афины 17


35. Снятие с Креста. Страна: Греция Место хранения: Музей Бенаки, Афины. 17-18 век.
Композиция принадлежит типу, который сформировался на Крите в XVII в. на основе гравюры Маркантонио Раймонди, копирующей рисунок Рафаэля (1510-1520 гг.). Данный тип повторяется на иконе Византийского музея, а самый ранний, около 1610 г., известный образец такого, проникнутого западным влиянием, изображения сюжета находится в Великой Лавре и принадлежит руке Иоанниса Апакаса. Среди позднейших примеров иконографии следует упомянуть икону на Патмосе, а также икону конца XVII в. в Музее города Афин. 

36. Снятие с Креста. Страна: Греция Место хранения: Музей Бенаки, Афины. 17-18 век.

37


38


39


37. Снятие с Креста. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век.
Характерным признаком многофигурной, западного типа композиции является попытка перспективного отображения сцены, особенно заметная в сокращении силуэтов вокруг наклоненного креста. Тем не менее, сцена не следует известным западным иконографическим моделям, встречающимся на других западного духа иконах XVII и XVIII вв.,

38. Страсти Христовы. Страна: Крит Место хранения: Собрание Велимезиса 16 век
Некоторые особенности техники письма, а также иконографии рассматриваемой работы обнаруживают ее принадлежность живописи Критской школы и особую близость с первыми известными иконами Доменикоса Теотокопулоса. В западном искусстве тема известна с XIV в., одним из выдающихся примеров является барельеф Донателло в церкви святого Антония в Падуе. Большую популярность сюжет получил в германском искусстве, где центральная сцена - прямоличный ангел с распростертыми крыльями, держащий тело мертвого Христа - встречается на гравюрах по дереву XV в., но присутствует также и в живописи, например на картине Петера Хопфера (1460-1470 гг.). Широкое распространение тема Пьеты получила и в венецианской живописи XV в., где ангелы изображаются в мелком масштабе, а тело Христа наполовину выступает из саркофага, причем положение его рук схоже с тем, что мы видим на рассматриваемой иконе Страстей. 

39. Уверение Фомы. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век.
Композиция следует традиционному образцу критской живописи предположительно XV в.

40


41


42


40. Благовещение. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век
Отдельные элементы иконографии декораций сцены встречаются в работах критских художников XVI и XVII вв., следовавших западным образцам. 

41. Введение во храм. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век

42. Введение во храм; Екатерина великомученица. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 18 век

43


44


45


43. Преображение. Страна: Крит. Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век

44. Рождество Иоанна Предтечи. Страна: Крит. Место хранения: Музей Бенаки, Афины 16 век.
Иконография сцены утверждается в критской живописи XV в. на иконах и на стенописи таких значительных церквей, как, например, в Валсамонеро и Склаверохори, где тот же иконографический тип с небольшими вариациями используется как для Рождества Предтечи, так и для Рождества Богородицы.

45. Сретение. Страна: Крит Место хранения: Музей Бенаки, Афины. 17 век.
Изображение следует иконографической схеме, устоявшейся в критской живописи XV в. В сравнении со старинным образцом на нашей иконе отсутствуют боковые здания - они лишь намечены по сторонам, и добавлены мощеный плитами пол шахматной расцветки и монохромные изображения апостолов на алтарных дверях. Все эти признаки в сочетании с тяжелыми пропорциями фигур, описями контуров как геометрической структуры драпировок, так и ликов, и, наконец, с богатой цветовой палитрой указывают на мастерскую художника, близкого стилю некоторых произведений Эммануила Тзанеса

46


47


48


46. Успение. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век

47.  Успение. Страна: Греция. Место хранения: Собрание Велимезиса 17 век

48.  Деисус и избранные святые. Страна: Греция Место хранения: Собрание Велимезиса
Икона состоит из трех отдельных сцен, каждая из которых окаймлена тонкой красной полосой. В верхней части под стрельчатой аркой, имитирующей конху храма, - Деисус с тронным Христом в центре, Богоматерью и святым Иоанном Предтечей по сторонам. С обеих сторон композицию Деисуса дополняют расположенные на антревольте арки ангелы со скрещенными у груди руками, стоящие на пьедесталах; на фоне пьедесталов в более мелком масштабе изображены фронтально и в рост святители: слева Спиридон, а справа Николай. Две сцены подвигов в нижней части, святого Георгия и святого Димитрия, объединены погрудным изображением ангела в облаках в центре вверху, протягивающего обоим святым мученические венки.