ДЕИСУСНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ИКОНОСТАСА / the Deisis row, the Festival tier of the iconostasis

 ИКОНА

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН 
ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН
ИКОНОСТАСА 
  the Deisis row, the Festival tier of the iconostasis
 

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

** Чтоб увеличить репродукцию образа - нажмите на ее. 

1. Высоцкий деисусный чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове)

6


4


2


1


3


5


7



1. Спас Вседержитель 1387–1395 гг. Византия. Хранится ГТГ, Москва
2. Богоматерь  1387–1395 гг.  Византия. Хранится ГТГ, Москва
3. Иоанн Предтеча  1387–1395 гг. Византия. Хранится ГРМ, Петербург
4. Архангел Михаил  1387–1395 гг. Византия. Хранится ГТГ, Москва
5. Архангел Гавриил  1387–1395 гг. Византия. Хранится ГТГ, Москва
6. Апостол Петр  1387–1395 гг. Византия. Хранится ГТГ, Москва
7. Апостол Павел  1387–1395 гг. Византия. Хранится ГТГ, Москва

Название и датировка чина связаны с событиями жизни его заказчика - игумена серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия (старшего). В 1387 году он сопровождал митрополита Киприана в Царьград, где затем поселился в Студийском монастыре. Посланные им из Константинополя (Царьграда) иконы поступили в монастырь еще при жизни его преемника, игумена Афанасия младшего (то есть до 18 сентября 1395 года, даты смерти последнего).

В своих работах Алпатов и Лазарев сравнивали Высоцкий чин со знаменитым Звенигородским чином работы Андрея Рублева.

2. Деисусный чин XV в. из новгородской церкви Власия В.Новгород

5


2


1


3


5



1. Спас на престоле Вторая половина XV в. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник
2. Богоматерь  Вторая половина XV в. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник
3. Иоанн Предтеча  Вторая половина XV в. Новгородский гос. музей-заповедник
4. Архангел Гавриил  Вторая половина XV в. Новгородский гос.  музей-заповедник
5. Апостол Петр  Вторая половина XV в. Новгородский гос.  музей-заповедник

 О происхождении чина есть три версии. По первой, основанной на устных сведениях, иконы считались деисусным чином церкви Петра и Павла в Кожевниках1. Однако на предалтарных столбах этого храма, возведенного в 1406 г., сохранились следы первоначальных тябел иконостаса, расстояние между которыми равно 147 см, т. е. оно на 5 см меньше высоты издаваемых икон. 
 По второй версии, чин Новгородского музея — из церкви Двенадцати апостолов. Действительно, в 1915 г. в Древлехранилище поступили иконы из церкви Двенадцати апостолов, в том числе деисусный чин. Имеются снимки иконостаса этой церкви, выполненные И. Ф. Чистяковым в 1903 г. Однако  на иконах церкви Двенадцати апостолов не обрублены поля; размеры этих икон, приведенные в «Отчете за 1915 год», на 4 см больше по высоте, чем у икон Новгородского музея
 Вероятно, чин из церкви Двенадцати апостолов погиб во время Великой Отечественной войны . В научной литературе и реставрационных отчетах имеются сведения о происхождении чина Новгородского музея из церкви Власия. О замечательных чиновых иконах из церкви Власия говорит и Л. М. Глащинская (Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. —  Новгород, 1938). Предположение вероятно, но требует подтверждения. 

3. Деисусный чин XVI в. из церкви Воздвижения Креста Господня в с. Палех

2


1


3



1. Деисус XVI в. Школа - Великий Устюг, Государственный музей палехского искусства, Палех
2. Апостол Петр и Архангел Михаил XVI в. Великий Устюг, Государственный музей палехского искусства, Палех
3. Апостол Павел и Архангел Гавриил XVI в. Великий Устюг, Государственный музей палехского искусства, Палех

4. Деисусный чин из ц. Флора и Лавра с. Астафьево (кон. XV — нач. XVI вв., Архангельский музей)

8


6


4


2


1


3


5


7



1. Спас на престоле  Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, Архангельск
2. Богоматерь Конец XV — начало XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, Архангельск
3. Иоанн Предтеча Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, 
4. Архангел Михаил  Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, 
5. Архангел Гавриил Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, 
6. Апостол Петр Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, 
7. Апостол Павел Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств, 
8. Святитель Николай Чудотворец Конец XV — нач. XVI вв. Школа- Ростов.  Архангельский музей изобр. искусств.

5. Деисусный чин из церкви Покрова села Гуменец Ростовский р-н Ярославская обл. 

12


10


8


6


4


2


1


3


5


7


9


11


13



1. Христос Вседержитель Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
2. Богоматерь Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
3. Иоанн Предтеча Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
4. Архангел Михаил Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
5. Архангел Гавриил Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
6. Апостол Петр Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
7. Апостол Павел Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
8. Святитель Василий Великий Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
9. Святитель Иоанн Златоуст Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
10. Святитель Григорий Богослов Первая треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
11. Святитель Николай Чудотворец Пер. треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
12. Святитель Афанасий Великий Пер. треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".
13.Святитель Леонтий Ростовский Пер. треть XVI в. Гос. музей-заповедник "Ростовский Кремль".

6. Праздничный чин из ц. Василия Великого д. Быстрокурье (XVI в.; втор. пол. XVII в., Архангельский музей)

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



1. Обрезание Господне Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
2. Сретение  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
3. Богоявление  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
4. Воскрешение Лазаря  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
5. Омовение ног  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
6. Распятие  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
7. Уверение Фомы  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
8. Святая Троица  Конец XVI в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
9. Успение Богоматери  Вторая половина XVII в. школа - Холмогоры, Архангельский музей
10. Воздвижение Креста  Вторая половина XVII в. школа - Холмогоры, Архангельский музей

7. Праздничный чин иконостаса Софийского придела Смоленского собора Новодевичьего монастыря

1


2


3


4


5


6


7


8



1. Рождество Богоматери 1685 г. школа - Оружейная палата
2. Благовещение 1685 г. школа - Оружейная палата
3. Рождество Христово 1685 г. школа - Оружейная палата
4. Сретение 1685 г. школа - Оружейная палата
5. Крещение Господне 1685 г. школа - Оружейная палата
6. Преображение 1685 г. школа - Оружейная палата
7. Распятие Христово 1685 г. школа - Оружейная палата
8. Сошествие во ад 1685 г. школа - Оружейная палата

8. Праздничный чин из Вознесенской церкви д. Пияла (втор. пол. XVI в., Архангельский музей)

1


2


3


4


5


6


7



1. Благовещение  Вторая половина XVI в.
2. Сретение Вторая половина XVI в.
3. Богоявление Вторая половина XVI в.
4. Вход во Иерусалим Вторая половина XVI в.
5. Распятие Вторая половина XVI в.
6. Воскресение — Сошествие во ад Вторая половина XVI в.
7. Святая Троица Вторая половина XVI в.

9. Праздничный чин из Никольской церкви д. Сырьи (кон. XVII — нач. XVIII вв., Архангельский музей)

1


2


3


4


5


6



1.  Преполовение Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).
2. Вход в Иерусалим Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).
3. Распятие Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).
4. Успение Богоматери Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).
5. Покров Богоматери Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).
6. Положение ризы Богоматери Конец XVII — начало XVIII вв. Школа - Поонежье (Северное Поонежье).


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.