РУССКИЕ ИКОНЫ СИНАЯ / RUSSIAN ICONS OF SINAI Saint Catherine Monastery

  ИКОНА

РУССКИЕ ИКОНЫ СИНАЯ  
МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ 
 RUSSIAN ICONS OF SINAI 
Saint Catherine Monastery
 

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
** Материалы, образы икон использованы с сайта Научного отдела факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета © Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Авторы книги: Игошев В.В., Комашко Н.И., Лидов А.М., Семесько-Бабару Т.М., Чеснокова Н.П.

1. Складень трехстворчатый Господь вседержитель, Богоматерь гора Нерукосечная, Святой Иоанн предтеча и преподобный Максим, в серебряной оправе, монастырь св.Екатерины Синай

В приделе Неопалимой Купины Синайской базилики все стены увешены иконами, среди которых значительную часть занимают русские В большом и красивом позднем иконостасе легко узнаются иконы русского письма XVII–XVIII вв. Они легко обнаруживаются на полках по стенам базилики и в многочисленных приделах. Однако существует и другая часть, которая в течении столетий хранилась не тронутой в монастырском скевофилакионе (сокровищнице), где ее практически никто не видел. Она была впервые показана группе российских исследователей в 2005 г., которые приехали на Синай для работы по проекту книги. Русские иконы относятся к поздней эпохе с XVI по XIX век, более ранние исследователям  не известны. С XVI века синайские монахи начинают регулярно приходит в Москву за милостыней, поскольку богатые и сильные московские государи считалась главными покровителями православных монастырей Востока, переживавших трудные времена под властью Османской Турции. (Книга:  "Русские иконы Синая.")

1.1


1.2


1.3


1.1. Богоматерь Гора Нерукосечная. Складень. Монастырь св. Екатерины 
1.2. Иоанн Предтеча и преподобный Максим. Складнь. Монастырь св.Екатерины Синай
1.3. Спаситель. Складень Монастырь св.Екатерины Синай
 
2


3


4


2. Владимирская Богоматерь, в окладе.  была вложена в монастырь в конце XVI века и находилась в приделе Неопалимой Купины Спасо-Преображенского собора
3. Вседержитель (оплечный). 19в. Полустертая надпись на шпонке упоминает князей Татевых, чьи богатые иконные вклады поступали в Троице-Сергиев и Александро-Свирский монастыри
4. Иверская Богоматерь 19в. В Синайский монастырь икона могла попасть вместе с русскими паломниками или была прислана непосредственно из Иверского монастыря.
 
5


6


7


5. Казанская Богоматерь. Икона была привезена на Синай вскоре после своего создания одним из паломников. В настоящее время образ находится в старых архиепископских покоях.
6. Екатерина Великомученица, с житием (в окладе). 19в. Возможно, икона составляла единый вклад со второй русской серебряной ракой 1860 года, которая установлена в алтаре напротив образа.
7. Екатерина Великомученица ( из местного ряда иконостаса) 19.в
 
8


9


10


8. Богоматерь ( из деисуса) 18в. Принадлежит к немногим хранящимся в соборе памятникам, не подвергшимся  вмешательствам. Находится на постоянном месте в приделе Неопалимой Купины вверху над конхой слева.
9. Казанская Богоматерь, в окладе. 19в. Очевидно, что икона попала в монастырь как вклад состоятельного паломника.
10. Корсунская Богоматерь 19в.
 
11


12


13


11. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, в окладе. 18в. Скорее всего, икона была написана в Москве выходцем из Поволжья
12. Екатерина Великомученица, в житии. 18. Изображение  восходит к одному из вариантов гравюры на меди с изображением вл Екатерины с клеймами жития, издававшейся по заказу Синайского монастыря в т.ч в Петербурге
13. Казанская Богоматерь 18в. Икона, по-видимому, была вложена в монастырь одним из русских небогатых паломников, посетившим Синай в конце XVIII-начале XIX века.
 
14


15


16


14. Иверская Богоматерь. 18в Иконография обеих иконы точно следует образцам работы масетров Оружейной палаты рубежа XVII-XVIII в
15. Господь Вседержитель (из иконостаса) 18в. Иконография обеих икон точно следует образцам работы масетров Оружейной палаты рубежа XVII-XVIII в
16. Спас Нерукотворный. 18в Икона написана в живоподобной манере в подражание произведениям мастеров Оружейной палаты, особенно в письме ликов.

17


18


19


17. Вход Господень в Иерусалим 18в Иконография встречается в русской иконописи, в частности на иконе Вход в Иерусалим из праздничного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы в Городне близ Твери, выполненного в 1740-х годах
18. Рождество Христово 18в Икона не имеет владельческих  или вкладных надписей. Время ее написания не позволяет отнести ее к царским иконным вкладам, поскольку в XVIII столетии эта практика прервалась.
19. Мелетий Антиохийский 18в. Практика посылок комплексов для местного ряда иконостаса из Москвы известна с 1680-х годов. Как правило, в их иконографическом подборе учитывались местная специфика греков

20


21


22


20. Иверская Богоматерь нач.18в Иконография - Богоматерь Умягчение злых сердец 1713 года из церкви Введения в Барашах в Москве.
21. Господь Вседержитель нач.18в На оборотое иконы Вседержителя находится поздняя надпись с датой - 1802 год - и именем русского монаха Адриана Русоса.
22. Никола Чудотворец нач. 18в
 
23


24


25


23. Иоанн Богослов, в молчании нач.18в Иконография восходит к иконе Симона Ушакова 1673 года из Троице-Сергиева монастыря.
24. Иоанн Предтеча (из Деисуса) 18в. начало
25. Богоматерь (из Деисуса) нач. 18в.
 
26


27


28


26. Господь Вседержитель (из Деисуса) нач. 18в.Иконография - подражание мастерам  Оружейной палаты.
27. Алексий, митрополит Московский 18в. Можно предположить, что икона была получена в дар от Чудова монастыря кем-то из представителей Синайской обители, посетивших его во время визита в Москву.
28. Спас Нерукотворный 17в В иконе использован наиболее распространенный в русской иконописи второй половины XVII века краткий вариант иконографии Нерукотворного Образа, предполагавший изображение только лика на плате
 
29


30


31


29. Спас Нерукотворный 17в Иконография Спаса Хлыновского, прославившейся в 1645 году в Хлынове на Вятке и спустя два года перенесенной в Москву по велению царя Алексея Михайловича.
30. Благовещение 17в Икона, очевидно, входила в число тех двадцати окладных икон, которые в 1693 году были выданы в Москве синайскому архимандриту Кириллу
31. Казанская Богоматерь 17в. Икона восходит к московскому чудотворному образу Богоматери Казанской.  Оружейная палата
 
32


33


34


32. Владимирская Богоматерь 17в.
33. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому 17в.
34. Михаил Архангел 17в  Икона входила в состав царского вклада в Синайский монастырь.

35. Складень трехстворчатый с Деисусом, в окладе 17в. Складень, очевидно, был в составе царского вклада, сделанного в монастырь в первой половине XVII века

   
36


37


39


36. Спас Вседержитель 17в Икона входила в состав царского вклада, привезенного на Синай около середины XVII века.
37. Екатерина великомученица, усекновение главы 17в. Кострома. Икона, очевидно, входила в число царских вкладов в Синайский монастырь, осуществленных не позднее середины XVII столетия.
38. Успение 17в. Образ входил в состав царского вклада
 
39


40


41


39. Богоматерь на престоле 16в. Вероятно, что это был вклад царя Михаила Федоровича.
40. Феодор, Давид и Константин Ярославские. Икона была вложена на помин души Холодова Ивана.
41. Преображение Господне 16в.
 
42


43


44


42. Владимирская Богоматерь 16 в.
43. Вознесение Господне 16в. Иконография восходит к иконописи Андрея Рублева
44. Пр. Кирилл Белозерский 16. Возможно, что Кирилло-Белозерском монастыре, существовала традиция написания раздаточных образов своего небесного покровителя. Синайская икона могла быть одним из них.
 
45


46


47


45. Одигитрия с преподобным Сергием Радонежским. 16в Иконография близка группе ростовских памятников середины XVI века
46. св.Никола Чудотворец 16в. Икона была даром княгини Аксинии Бельской.
47. Рождество Христово. 16в Иконогрф. близка иконам праздничного ряда иконостаса Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.  Икона была вложена в монастырь монастырским купцом Семеном Борзуновым
 
48


49


50


48. Екатерина Великомученица 16в.
49. Михаил Архангел 16в. Возможно царский вклад
50. Явление Богоматери Сергию Радонежскому 16в. Икона была написана в мастерских Троице-Сергиева монастыря
 
51


52


53


51. Пр. Александр Свирский 16в.
52. Алексий, митрополит Московский 16в. Икона попала в монастырь в 16 веке, скорее всего в составе царского вклада.
53. О тебе радуется 16в. Мастерская митрополита Макария
 
54


55



54. Одигитрия нач.16в.
55. Владимирская Богоматерь нач.16в Иконография восходит к списку с чудотворного образа Богоматери Владимирской,  1408 г. для Успенского собора Владимира написанного Андреем Рублевым