ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ . БЫСТРЫЙ ВЗГЛЯД. / JOURNEY TO THE HOLY PLACES. Glance

 

 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ . 
БЫСТРЫЙ ВЗГЛЯД.   
 JOURNEY TO THE HOLY PLACES.  Glance
РОССИЯ


*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее

Благовещенский собор Казанского кремля


Православный храм в Казани, памятник русской архитектуры XVI века.
С 1552 по 1918 год собор был кафедральным храмом Казанской епархии Русской церкви (в настоящее время кафедральным является Никольский собор), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX века и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).

Благовещенский собор Казанского кремля — самый удалённый образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле кремля и города. Крестово-купольный храм с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидамм собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского Кремля, подчёркивая новый статус Казани. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом, Благовещенский собор для Казанского кремля имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского Кремля.


 


















































Богородице-Рождественский собор (Суздаль)

Храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный на территории Суздальского кремля. Главный храм средневекового Суздаля, построен из белого камня в начале XIII века; верхняя часть перестроена из кирпича в 1528—1530 годах. Один из архитектурных памятников Владимиро-Суздальского княжества, признанных Всемирным наследием.
В храме проводятся богослужения. Здание находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.
По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года.
Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века. По сохранившимся нижним частям этого собора можно судить, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным.










































Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успенский собор) Ростов Великий

Православный храм в Ростове, бывший (до 1788 года) кафедральный собор Ростовcкой и Ярославской епархии. В настоящее время принадлежит Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади Ростовского кремля. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Архиерейским двором, сооружения которого построены позднее (в конце XVII века), и Митрополичьим садом образует единый архитектурный ансамбль Ростовского кремля, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.

Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


















































Спасо-Преображенский собор (Углич) \ Church of the Transfiguration (Uglich)

Собор, построенный под руководством Григория Фёдорова в 1710-е годы на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века. Он представляет собой пятиглавый храм, выполненный одним объёмом, без столпов. Южный фасад храма обращён к городу и характерен портиком в стиле классицизма, пристроенным в XIX веке.



Здание построено на месте храма, воздвигнутого князем Андреем Горяем одновременно с княжеским дворцом.
С 1 августа 1899 года по день ареста 25 февраля 1930 года в соборе служил (сначала вторым священником, а с 1928 года настоятелем) Димитрий Соколов — в будущем канонизированный в лике исповедников Церкви Русской.


Роспись собора выполнена в начале XIX века также в классицизма группой художников во главе с крепостным князя Голицына Тимофеем Медведевым. 
Отдельно стоящая колокольня построена в 1730 году южнее собора. Её украшают часы современной работы, заменившие существовавшие ранее.
Own work © Medvedevphoto © Ghirlandajo  © MatthiasKabel © Wayne77  © Lion10~commonswiki  © Ludvig14 © Александр Байдуков  © Kemal KOZBAEV




































Собор Николая Чудотворца (Павловск) / Saint Nicholas church in Pavlovsk

В 1841 году в здании казарм Образцового Кавалерийского полка была устроена Никольская церковь. После перевода в 1868 году воинского подразделения в Санкт-Петербург, здесь разместилась 5-я батарея гвардейской конно-артиллерийской бригады, которой и отошёл храм.

Типовая церковь размещалась в деревянной воинской казарме, над входом в храм возвышался небольшой крест. Храм был холодным, богослужебные книги отсутствовали. Иконостас в Никольскую церковь был перенесён в 1865 году из Знаменской церкви Царского Села.
Официально до 1898 года храм именовался церковью 5-й батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады, а с 26 октября (7 ноября) 1898 года церковью гарнизона города Павловска.

Постоянного священника в храме не было до 1894 года, и богослужение совершалось приходскими священниками по приглашению военного начальства. В декабре 1894 года к храму был прикомандирован священник Иоанн Жемчужин, а сама церковь была приписана к Сергиевскому всей артиллерии собору.


В 1895 году предполагалось произвести ремонт всех гарнизонных построек. Здание, в котором размещался храм, планировался к разборке, а в будущем плане построек церковь отсутствовала. Вопрос сохранения храма затруднялся также тем, что храм был внештатным, а священник — прикомандированным. В ответ на запросы о строительстве нового храма поступал отказ. 

В 1898 году отца Иоанна поддержала одна из жительниц города, которая передала прошение через В. П. Череванского военному министру А. Н. Куропаткину.
Результатом стал приказ № 259 по Военному ведомству от 5 (17) октября 1898 года о возведении в штат Никольской церкви без повышения жалования священнику.
Деревянный храм был разобран в 1902 году. Позднее на месте его алтаря был установлен чугунный крест.


Каменный собор построен в «русском стиле». Стены из французского красно-коричневого кирпича с оштукатуренными декоративными элементами. Длина храма 32 м, ширина — 19,5 м, высота с крестом — 32 м. Рассчитан на 1000 молящихся.
Пятиглавый собор — квадратный в плане с выступающими полукруглой апсидой и колокольней. По углам здания возвышаются шатровые башни, украшенные двуглавыми орлами.

С трех сторон были размещены три образа покровителей артиллерийских батарей, располагавшихся в Павловске: святителя Николая Чудотворца, Михаила Архангела и великомученика Георгия Победоносца.
Колокола были изготовлены в Санкт-Петербурге. Самый большой колокол весил 2,7 тонн. Современный главный колокол был отлит в декабре 2001 года на Балтийском судостроительном заводе.

Центральный крест ажурный, имел вставки из шлифованных стёкол.

Дубовый резной иконостас «в русском стиле XVII и XVIII веков» был устроен по проекту художника Субботина. Образы для иконостаса были написаны Порфировым. Царских вратах расписаны на фарфоре художницей Зедергольм. Стены и своды храма были также расписаны.















Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) Великий Новгород \ Saint Nicholas Church on Yaroslav's Court (Veliky Novgorod)

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года.
Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.


Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-Дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече.
К сожалению, археологические раскопки, проходившие в 1930—40-е гг. в районе храма, не обнаружили никаких явных следов вечевой площади. В этом плане наиболее авторитетной считается точка зрения В. Л. Янина, согласно которой вече собиралось на неисследованном участке перед главным (западным) входом в храм. Площадь была небольшой (1200—1500 м²) и, по мнению В. Л. Янина, вмещала лишь представительные, но не всенародные сходы, состоявшие из нескольких сот вечников.



Однако вечевой Николо-Дворищенский собор был свидетелем не только легитимных собраний. Кроме обычных собраний, начиная с 1228 года перед ним собирались направленные против их политики простонародные «коромольные» веча. Начиная уже с этого времени, составлявшие большинство свободного мужского населения города рядовые новгородцы не шли на просторную площадь перед Софийским собором, где тоже был вечевой колокол. Напротив, они собирались в смертельной давке вокруг небольшой вечевой площадки, демонстративно выражая протест против собиравшихся здесь легитимных сходов. 

А ещё раньше, начиная с 1218/19 года, во время межкончанской борьбы, перед ним создавало давку (правда, чуть меньшую) мужское население Торгового «пола» Новгорода. Очевидно, рвущиеся к власти знатные «ониполовцы» тем самым символизировали своё место на стоящей здесь вечевой «степени» — трибуне для высших должностных лиц. Во всяком случае, прочее население Торговой стороны готово было стоять где угодно, уповая на лучший исход при новых переворотах в боярской Осподе.






















Собор Успения Пресвятой Богородицы (Смоленск) \ Cathedral of the Dormition (Smolensk)

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный шестистолпный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведён на рубеже XVII и XVIII вв. в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века. Внутри сохранились иконостас и оригинальное убранство в стиле киевского барокко.


Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.




























Церковь Космы и Дамиана (Калуга)Church of Saints Cosmas and Damian (Kaluga)

Церковь в честь святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Римских — приходской храм Калужской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Калуге. Каменное здание церкви построено в 1794 году в стиле барокко. В советское время была закрыта. Возвращена верующим в 1992 году.



Церковь первоначально находилась близ Богоявленской (стрелка улиц Кутузова и Вилонова). В описях 1626 и 1685 годов она значится как церковь Николая Чудотворца «что за лавками», «древян, шатром, в старом остроге», с приделом во имя Космы и Дамиана. В 1754 году деревянный храм пострадал от пожара, а годом позже на его месте построен каменный. В дальнейшем данный храм был разобран и перенесён в новый район города[1]. Ныне существующее каменное здание, постройка которого обошлась в 70 тыс. рублей серебром, освящено в 1794 году во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1824 году в трапезной части храма были построены ещё два придела: в честь Космы и Дамиана и святителя Николая. В 1886 году в приделах были установлены иконостасы


















Церковь Троицы в Никитниках (Москва) Holy Trinity Church in Nikitniki





1






1. Икона Симона Ушакова "Спас Нерукотворный" происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве
 














Богоявленский собор в Елохове Church of the Epiphany in Yelokhovo (Moscow)

 Православный храм в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви (официально — с 25 февраля 1945). С 1991-го является кафедральным собором Московской епархии. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II


В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна, дочь Ивана V. В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид.

В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин





























Церковь Преображения Господня на острове Кижи Church of the Transfiguration, Kizhi

Православный храм, памятник архитектуры федерального значения, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи» (Карелия), входящий в состав храмового комплекса Кижского погоста. Церковь была возведёна в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.


Высота от основания до креста центральной главы — 37 м, размер в плане — 20,6×29 м.
Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.



Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли — так называемую «бочку». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.
Основа интерьера церкви — четырёхъярусный иконостас, включающий 102 иконы.
В 1990 году храм включён в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.



2




2. Модель Кижского погоста 
















Спасо-Преображенский собор (Белозерск)Church of the Transfiguration (Belozersk)

Строительство Спасо-Преображенского собора началось в 1668 году и было полностью завершено к концу 1670-х годов. Он представляет собой трёхапсидный четырёхстолпный храм с пятью луковичными куполами, поставленный на фундамент из дикого камня. Архитектура храма, типичная для второй половины XVII века, выдержана, тем не менее, в более архаичных традициях соборного храма XVI века. Декоративное убранство фасадов — лопатки и архивольты закомар в духе местной архитектуры XVI века, характерные перспективные порталы с южной и северной стороны.



 Массивный куб четверика декорирован скупо: плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты. Традиционного карниза под закомарами нет. Барабаны декорированы пышнее — наблюдается «узорочье» XVII века: маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила». Существуют различные мнения о первоначальном покрытии храма: часть исследователей считает, что оно было позакомарным и позднее переделано, другие же полагают, что покрытие собора изначально было четырёхскатным, как сейчас. Примечателен центральный крест собора, происхождение которого не установлено: точно известно только то, что он привезён в Белозерск из какого-то иного места и что крест действительно старый. С западной стороны собора находится притвор XIX века в духе классицизма


В самом раннем из известных сохранившихся описаний Белозерска — дозорной книге города Белоозера «письма и дозору» Г. И. Квашнина и подьячего П. Дементьева — упомянута деревянная клетская церковь Преображения Господня с приделами Великомученицы Екатерины и Димитрия Солунского. Церковь была с трапезной и с колокольней с двумя колоколами, возведена «миром» (приходской общиной). На момент написания книги, в 1617—1618 годах, в церкви служили пономарь Афонка Богданов сын Шашин и священник Иван





3

















Успенский собор (Астрахань)Cathedral of the Dormition (Astrakhan)

Кафедральный Успенский собор Астраханского кремля, вид с запада, с территории кремля.

Крупнейший православный храм Астраханской области. Расположен на территории Астраханского кремля. 
Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.
Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.


По мере роста города Астрахани маленький собор не мог выполнять возлагаемых на него функций. И по благословению первого российского патриарха Иова в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий с поручением построить новую «соборную и апостольскую церковь».

Новый храм из камня у восточной стены кремля был закончен в 1602 году. Назван он был в честь Успения Божией Матери. Возможно причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась «младшей сестрой» царского града Москвы, именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы», то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской иконы Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона.























Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Church of the Transfiguration on Ilina Street (Veliky Novgorod)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.


Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882. Поставиша церковь камену святого Спаса, на Илиине улице; и свяща ю архиепископ Новогородскии Алексеи, с игумены и с попы и с крилосом святыа Софиа».

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XI века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе







Икона Богоматери Знамение Новгородская. XII век с поновлениями позднего времени.
   






Церковь Петра и Павла в Парголове (Петербург) / Saints Peter and Paul church Saint Petersburg

Дата основания 1831
Действующий православный храм в Шуваловском парке посёлка Парголово, ныне на территории Санкт-Петербурга. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.


В 1820-е годы мызой (усадьбой) Парголово владела вдова графа Павла Андреевича Шувалова — Варвара Петровна Шувалова, после смерти мужа вышедшая замуж за швейцарца графа Адольфа Полье. Смерть второго супруга в 1830 году сильно потрясла графиню. Она решила увековечить его память. По просьбе Варвары Петровны, архитектор А. П. Брюллов разработал проект склепа для погребения праха её супруга, устроенного в том же году в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.


Вскоре Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство над склепом каменной церкви по проекту того же Брюллова. В ответ она получила разрешение, но с оговоркой, что склеп неправославного графа должен находиться вне церковной ограды. Изначально предполагалось освятить храм в честь святой великомученицы Екатерины, но в начале 1831 года будущая церковь уже значится храмом святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма состоялась летом 1831 года. Однако, в связи с тяжёлым материальным положением владельцев усадьбы, строительство церкви продолжалось долго — 10 лет. Ещё через пять лет, 27 июня (9 июля) 1846 года, храм был освящён протоиереем Иоакимом Кочетовым. С этого момента Петропавловская церковь стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых.














Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь) Смоленск / Michael the Archangel (Svirskaya) Church Smolensk

Дата основания 1180
Каменный столпообразный храм в честь Архангела Михаила, построенный в конце XII века на загородном дворе смоленских князей. Самый яркий из сохранившихся памятников смоленской архитектуры домонгольского времени. Стоит на берегу Днепра в 1,5 км к западу от центра современного Смоленска (ул. Парковая, д. 2А). Современный облик получил после реставрации 1976 - 82 гг. Реставрация продолжается.
Здание имеет нетипичную для православных храмов того времени «романскую» архитектуру, представляет собой четырёхстолпный храм и в этом наиболее близко к построенной позднее в Новгороде церкви Параскевы Пятницы. В основе здания лежит традиционная крестово-купольная структура.


Конструкция — четырехгранная башня с тремя высокими пристройками. Фундамент — в основе валуны, уложенные без раствора в вырытую в песке траншею на глиняное основание, поверх валунов выложена кладка из плинф на растворе. Материал стен — плинфа, скреплённый известковым раствором. Нижняя часть стен была присыпана песком. Первоначальная отделка: наружная — ниши разных размеров, рельефные кресты и декоративные арки над окнами и дверьми, а также расписные орнаменты (сохранились только их следы); внутренняя (сохранились фрагменты, данные археологической экспедиции 1960 г.) — фрески и темперная роспись. Согласно Ипатьевской летописи 1197 года церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси. 

Есть сведения о перестройках здания в 1634 и в 1713 годах, в 1833 году с юго-западной стороны здания был возведён ныне не существующий придел Бориса и Глеба. Ремонтные работы производились в 1785, 1820-х, 1836 и 1851 годах. 


Храм построен по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Достоверных сведений о более точном времени постройки нет. Входил в архитектурный комплекс загородного княжеского двора[1]. Летопись сообщает о его богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида. 

Во время осады Смоленска в 1609–1611 годах польско-литовские войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход. В 1654 году, после возвращения Смоленска в состав российского государства, храм снова стал использоваться для православных богослужений.

В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна.






















Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор) Кострома / Church of the Resurrection by the Thicket (Kostroma)

Основатель    Кирилл Исаков, костромской купец из Гостиной сотни. Строительство 1645 - 1651 годы.   Приделы   Трёх Святителей, святой Екатерины


При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре.

Воскресенская церковь на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года.

Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу. Эта версия подтверждается названием другой древней улицы, проходящей рядом, — Лесной. Впрочем, уже в XVII веке с названием Нижняя Дебря соперничает другое — Нижнебережняя улица, а со второй половины XIX века — Нижняя Набережная улица.


По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем. Как сообщает дошедшее фрагментами его «Житие», молодой князь любил охотиться в борах над Чёрной речкой и, чтобы не водить всякий раз с Сулы своры собак, перевёл туда псарню, поселил псарей и построил для них деревянную церковь Воскресения. К XV веку выросший вдоль Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом святой Екатерины и с тёплой церковью Космы и Дамиана


Умножившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внёс богатый торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший неподалёку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице». Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков решил использовать их на строительство церкви.

Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского, а фрески Трёхсвятительского придела — в 1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его артелью.




























СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Псков/ Saint John the Baptist Cathedral (Pskov)


Расположен на левом берегу реки Великой (на Завеличье), напротив Псковского кремля.
Построен на территории ныне не существующего Иоанно-Предтеченского монастыря в XII веке.Дата постройки собора во имя Рождества Иоанна Предтечи неизвестна. Согласно преданию, Ивановский монастырь был заложен женой псковского князя Ярослава Владимировича — Ефросиньей Рогволодовной. Княгиня, в монашестве — Евпраксия, была якобы первой настоятельницей обители. Собор впервые упоминается в летописи под 1243 годом  На протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.

Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов.
























Храм Григория Неокесарийского (Москва)/ Church of Saint Gregory of Neocaesarea in Polyanka


Каменный храм святителя Григория Неокесарийского был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернётся домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память кот(орого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.







Фотография Николая Найдёнова. 1882
 







 







   







Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)/ Transfiguration Cathedral (Saint Petersburg)

Собор Преображе́ния Госпо́дня всей гва́рдии — православный храм в Санкт-Петербурге, на Преображенской площади. Относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Построен по проекту Василия Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры русского классицизма.
Никогда не закрывался для богослужения; в 1920—1940-х годах в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.
От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади, на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева
 






 







   







   







Покровский собор (Красноярск)/ Church 

of the Intercession of the Theotokos in Krasnoyarsk

Вид после реставрации 1977г.


Памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко. 
До строительства каменного здания церковь трижды в разных местах Красноярска строилась из дерева. Первая деревянная Покровская церковь построена в середине XVII века в юго-западной части посада — примерно в район пересечения современных проспекта Мира и улицы 9 января. Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город. Уцелело всего несколько зданий.
По плану строительства города Покровская церковь должна была быть построена из камня. Но прихожане просили Тобольского архиепископа Варлаама построить маленькую деревянную церковь, а позднее рядом с ней начать строительство каменной.

Новая деревянная церковь Покрова начала строиться осенью 1774 года примерно на месте нынешней Благовещенской церкви. Каменная церковь была заложена западнее деревянной — в настоящее время пересечение проспекта Мира и улицы Сурикова.

В 1784 году церковный староста Даниил Черкасов получил разрешение Тобольской консистории на строительство каменного храма. Церковным строителем избрали отставного дворянина Михаила Юшкова. Из Енисейска пригласили мастеров: Степана Лещёва, Василия Гатилова, Ивана Помаскина, Алексея Казаретина, братьев Ивана и Савву Фёдоровых.




В 1976—1977 годах к 350-летию города были проведены масштабные реставрационные работы, включавшие ремонт кровель, позолоту главок и крестов, восстановление кирпичного декора. Внутреннее пространство и интерьер церкви были реконструированы под выставочный зал. Церковь приобрела терракотовую окраску с белыми декоративными элементами, родственную Строгановской церкви в Нижнем Новгороде.

В 1989 году церковь передана РПЦ.

В XXI веке храм был побелен, кровля перекрашена в небесно-голубой, а в 2012 году — в зелёный.







фото2017 - 2019гг















Церковь Петра и Павла (Ярославль) / Church of Sts. Peter and Paul in Yaroslavl

Был построен купцом Иваном Затрапезным «как вечное напоминание об имени Великого Преобразователя России Петра I»
Храм был заложен в 1736 году у ворот Полотняной мануфактуры на месте деревянной часовни. Прообразом ему послужил Петропавловский собор в Петербурге, построенный архитектором Доменико Трезини по указанию Петра I. Как отметил Аполлинарий Крылов, «прекрасная архитектура этого храма обращает на себя всеобщее внимание; строитель взял за образец Петропавловский собор, что в С.-Петербургской крепости, и сделал довольно верное подобие: свобода стиля, обширность размеров, симметрия частей, стройность и простота в целом. Все это весьма счастливо исполнено даровитым зодчим, трудившимся над построением этого храма»[2]. Основатель церкви скончался в 1741 году, так и не увидев воплощение своего замысла.
Памятник на могиле И. М. Затрапезного, начало XX в.
В 1742 году был освящён тёплый храм на первом этаже во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в нём перезахоронили гроб с телом Ивана Затрапезнова. В 1744 году митрополитом Арсением освящён холодный храм на втором этаже в честь апостолов Петра и Павла



















Христорождественский собор (Каргополь) / Church of the Nativity of Christ (Kargopol)



Собор Рождества Христова (Христо́рожде́ственский собо́р) — недействующий православный храм в городе Каргополь Архангельской области.
Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклети. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроенные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.

В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой — во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.

В храме с 1714 года до конца 1920-х годов хранилась чудотворная Казанская икона Богородицы (ныне её местонахождение неизвестно).
В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

















Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове / Church of the Protection of the Theotokos (Medvedkovo)



Один из последних московских одношатровых храмов.  Настоятель храма с 2002 года — протоиерей Валентин Тимаков.  Построен на правом берегу реки Яузы, чуть выше впадения в неё реки Чермянки. При храме имеется кладбище.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции. Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского, основанная не позднее 1623—1624 годов.
По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина