Русские иконы. ОБРАЗЫ РУССКИХ СВЯТЫХ / Images of Russian saints

 ИКОНА

ОБРАЗЫ РУССКИХ СВЯТЫХ 
Древнерусская живопись 
  Icons.  Images of Russian saints
 

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Азовская Богоматерь с предстоящими. 18 в. Государственный Исторический музей, Москва (ГИМ)

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695 г. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной "тщанием" Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности.

1


2


3


1.Св.  Борис и Глеб. 0к. 1335г. ГИМ, Москва 
2. Св. Макарий Калязинский 17в. ГИМ, Москва
3. Св. Феодосий Тотемский 18в. ГИМ, Москва

4


5


6


4. Св. Владимир, равноапостольный князь 19в. ГИМ, Москва
5. Св. Борис и Глеб 19в. ГИМ, Москва
6. Св. Александр Невский с житием 16в. ГИМ, Москва

7


8


9


7. Св. Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич, благоверные князья Владимирские 19в. ГИМ, Москва
8. Св. Александр Невский 19в. ГИМ, Москва
9. Св. Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы 19в ГИМ, Москва
Реставрация оклада в 2012 г. (С.Л.Чавушьян, ГИМ) С момента расформирования Музея 1812 года в 1919 г. часть его коллекции хранилась в доме члена комитета по устройству этого музея А.А. Бахрушина, вдова которого передала памят­ники в Исторический музей в 1940 г.
Благоверные князья псковские Всеволод (в крещении Гавриил) и Довмонт (в крещении Ти­мофей) были канонизированы Собором 1549 г. Почитались как святые воины Отечества, заступ­ники Русской земли

9

10


11


9. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские 17в. ГИМ, Москва
Икона была передана в 1864 г. в Румянцевский музей из палатки на Ивановской колокольне Московского Кремля, где находился склад Московской Синодальной конторы1. Этот образ был преподнесен в 1638 г. царевичу Алексею Михайловичу, о чем свидетельствует надпись чернилами скорописью XVII в. на холстяной рубашке, закрывающей оборот: «146 года гос(у)дарю царевичу князю Алексею Михайловичу // из Ярославля»

10. Арсений, святитель, и благоверный князь Михаил Тверские 18в. ГИМ, Москва
Сказание о мученической кончине князя Михаила было записано со слов очевидцев и по­мещено в нескольких летописях; в древних Синодиках церковь поминает его как мученика за веру. Гибель князя связана с исходом сражения за великокняжеский престол, известного как Бортеневская битва (1317), в котором он разбил своего племянника, князя Юрия, взял в плен ханского посла Кавгадыя и жену Юрия Агафию, правнучку Чингисхана. Агафия умерла в Твери, а хан приказал уморить голодом сына князя Михаила, бывшего заложником в Орде. Испросив благословения духовного отца, Михаил поехал в ставку хана.

11. Димитрий царевич и князь Роман Угличские 18. ГИМ, Москва
Благоверный князь Роман (1235—1285), младший сын первого угличского князя Владимира (121^—1249), на княжеском престоле — с 1261 г., после смерти отца и старшего брата. Его правления стало временем расцвета Углича. Похоронен в угличской церкви Преображения. Ка­нонизирован в 1595 г.
Во время разорения Углича польскими войсками (1609) храм был сожжен, но частицы мощей сохранились. В пожаре погибло житие святого, созданное в 1605 г. воеводой С.А. Олферьевым и иноком Сергием из Данилова монастыря Переславля. В XVIII в. при Преображенском соборе Уг­лича было составлено новое пространное житие святого

Димитрий царевич 18в. ГИМ, Москва
Царевич Димитрий Иоаннович (1582—1591) — младший сын царя Ивана Грозного и его по­следней супруги Марии Федоровны Нагой. После смерти отца Димитрий вместе с мате­рью и близкими родственниками был отослан в удельный Углич. 15 мая 1591 г. он погиб и был похоронен в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

12


13


14


12. Евфросиния Суздальская 17в.  ГИМ, Москва
Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру княжна Феодулия, — дочь черниговского князя-мученика Михаила, погибшего в Золотой Орде в 1245 г. Даты жизни преподобной достоверно неиз­вестны. По преданию, юной княжне были духовные видения. Ее просватали за суздальского князя Мину, однако жених скончался перед свадьбой. В начале XIII в. под именем Евфросинии княжна постриглась в монахини в суздальском Ризоположенском монастыре. При жизни пользовалась в мо­настыре почитанием, обладала прозорливостью и совершала исцеления. При ее поддержке в Суз­дале был основан женский монастырь в честь Святой Троицы.

13. Евфросиния Полоцкая 17в. ГИМ, Москва
Евфросиния Полоцкая, в миру Предислава, — дочь полоцкого князя Георгия Всеславича и пра­внучка в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира. Княжна приняла монашеский постриг и стала жить при Софийском кафедральном соборе города Полоцка. Около 1128 г. епископ По­лоцкий Илья поручил ей основать женскую обитель в местности Сельцо. Монастырь скоро стал знаме­нитым. Игумения Евфросиния обучала монахинь и послушниц переписыванию книг, пению и лице­вому шитью. 

14. Феврония Муромская 17в. ГИМ, Москва
Благоверные князь Петр и княгиня Феврония были канонизированы на Московском соборе 1547 г. Гробница, в которой почивают мощи святых, в настоящее время находится в Троицком жен­ском монастыре Мурома.
Феврония Муромская (в иночестве Евфросиния) хорошо известна в России благодаря сочине­нию, составленному на основе устных преданий и народных легенд около середины XVI в. монахом Еразмом (в миру священником Ермолаем)

15


16


17


15. Св. Анна Кашинская 20в нач. ГИМ, Москва
Благоверная княгиня Анна (около 1280—1368) — дочь князя Дмитрия Ростовского, супруга благоверного князя Михаила Ярославича Тверского (1271—1318). Первое упоминание о ней приводится в повести о мученической смерти князя Михаила, написанной в конце 1319 — начале 1320 г.1 В XVII в. было составлено житие Анны Кашинской.
Княгиня приняла монашество с именем Ефросиния. После кончины похоронена в кашинской церкви Успения. Со временем имя княгини оказалось забыто, и только в 1611 г., благодаря чудес­ному явлению клирику Герасиму, жители Кашина вспомнили об Анне. 

16. Иоанн и Никита Новгородские ГИМ Москва
Святитель Никита, постриженник и затворник Киево-Печерский, епископ Новгородский (ум. 1108), подвизался с юности б Печерском монастыре.
Святитель Иоанн (Илия; ум. 1186), первый архиепископ Новгородский (1165—1186), чудотво­рец, происходил из знатного боярского рода. Хиротонисан во епископа в 1165 г., перед кончиной, при пострижении в великую схиму, наречен Иоанном, погребен в притворе Софийского собора. 

17. Иона Новгородский 19в. ГИМ Москва
Святителю Ионе, архиепископу Новгородскому (ум. 1470), блаженным Михаилом Клопским в детстве было предречено архиепископское служение. В три года Иоанн (мирское имя свя­тителя) остался без матери, в семь потерял отца. Воспитывался некой вдовой, которая отдала его учиться грамоте диакону; мальчик был слаб здоровьем. Повзрослев, он принял постриг в Отней пустыни, находившейся в глухих лесах под Новгородом. 

18


19


20


18. Исаия, Леонтий и Игнатий, святители Ростовские ГИМ Москва
Первые победоносные апостолы христианства в Ростове» — святители Леонтий, Исайя и Игнатий на иконе представляют обобщенный образ ростовской святости, а в иконо­графии Собора Ростовских святых являются центральными персонажами. В 1164 г. состоялось обретение их нетленных мощей.
Житие Леонтия Ростовского (XI в.) — одно из древнейших и самых популярных произведений древнерусской агиографической литературы. В нем повествуется о епископе, проповедовавшем христианство в отдаленной от Киева Ростовской земле и убитом местными язычниками около 1076 г.

19. Петр, Алексий, Иона с преподобным Сергием Радонежским и благоверным царевичем Димитрием Угличским. 17в. ГИМ Москва
В 1595 г. по указанию царя Феодора Иоанновича, при патриархе Иове, было установлено со­вместное (соборное) празднование святителям московским Петру, Алексию и Ионе. За этим последовало создание иконографии Собора московских святителей (ставшей со временем очень популярной) и общей службы этим святым

20. Алексий, митрополит Московский с житием 17в.  ГИМ Москва

21


22


23


21. Святители Киприан, Фотий и Филипп 19в. ГИМ, Москва
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (ум. 1406), родом из южнославянских земель, серб или болгарин, монашествовал на Афоне.
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси (ум. 1431), родился в Греции. Посвящен в сан митрополита в 1408 г. При Фотий была упразднена Литовская митрополия и восстановлено единство Русской церкви. Святитель оставил ряд духовных посланий, особую важность для Цер­кви получило его обращение к псковскому духовенству (1419).
Происхождение святителя Филиппа I, митрополита Московского (ум. 1473), неизвестно. Под 1455 г. он упоминается как епископ Суздальский. В 1464 г. возведен в сан митрополита

22. Святитель Арсений (ум. 1409), епископ Тверской (с 1390)
Известен как основатель твер­ского Желтикова Успенского монастыря на реке Тьмаке (1404). После смерти родителей принял постриг в Киево-Печерской обители, где на него, «мужа дивна, и нарочита, и доброде­тельна суща», обратил внимание будущий митрополит Киприан и в 1390 г. поставил на Твер­скую кафедру. 

23. Святитель Филипп Московский 17в. ГИМ Москва
Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (1507—1569), из рода бояр Колычевых, в 1537 г. принял постриг в Соловецком монастыре, где с 1548 г. был настоятелем. Годы его игуменства были отмечены расцветом монастыря и масштабным строительством. В 1566 г. назначен царем Иваном Грозным на кафедру митрополита Московского. Принял обязатель­ство не вмешиваться в дела мирские, хотя не скрывал своего неприятия опричнины. Вскоре Фи­липп вызвал неудовольствие царя укорами за казни невинных. Святитель был схвачен во время службы в Успенском соборе, предан суду и после краткого заключения в Николо-Перервинском монастыре сослан в тверской Отроч монастырь. 23 декабря 1569 г. был задушен Малютой Ску­ратовым

24


25


26


24. Свят. Гурий Казанский и Свияжский и Варсонофий Тверской и Кашинский, святители 17в. ГИМ Москва
Святитель Гурий (Григорий Григорьевич Руготин, около 1495—1563), архиепископ Казан­ский и Свияжский. В 1542—1543 гг. стал игуменом Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря
25. Патриарх Гермоген (около 1530—1612) — первый казанский митрополит, третий российский патриарх  (миро. имя Ермолай) нач. 20в. ГИМ, Москва
26. Митрофан Воронежскийв. ГИМ Москва
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623—1703), возглавил Воронежскую кафедру в 1682 г. Петр I очень почитал епископа Митрофана. Сохранились воспоминания о том, что святитель ответил твердым отказом на приглашение в царский дворец, украшенный статуями языческих богинь. Перед кончиной он принял схиму с именем Макарий. Император лично нес гроб святителя до усыпальницы и, обратившись к вельможам, горестно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца». 

27


28


29


27. Святитель Питирим Тамбовский 19в. ГИМ Москва
Святитель Питирим (в миру Прокопий) родился в 1644 г. (по другим источникам — в 1645 г.)1. Предание называет его родиной город Вязьму Смоленской области. В 1677 г. Питирим на­значен настоятелем Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в 1542 г. пре­подобным Герасимом Болдинским. Благодаря трудам святителя монастырь достиг процветания. В 1685 г. Питирим был рукоположен в епископа Тамбовского. 

28. Святитель  Иоанн Тобольский,  нач. 20в. ГИМ, Москва
В 1620 г. была образована Тобольская епархия. В Сибири строились монастыри, ставшие ду­ховными и миссионерскими центрами, распространялось и укреплялось православие. По­явились местночтимые святые, а в 1636 г. в 26 верстах от Тобольска была явлена главная святыня Сибири — чудотворная Абалацкая икона Божией Матери. Иоанн Тобольский был последним святым, прославленным в императорской России

29. Святитель  Иоанн Тобольский,  нач. 20в. ГИМ, Москва

30


31


32


30 Тихон Задонский, святитель 19в ГИМ, Москва
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), через год после иноческого пострига (1758) стал архимандритом тверского Желтикова, затем Отроча монастырей и рек­тором Тверской семинарии. В 1763 г. святитель был поставлен на Воронежскую кафедру, где за­нимался просвещением народа, монашества и духовенства, церковным строительством, обраще­нием старообрядцев; боролся с язычеством.

31. Богоматерь Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерским 18в. ГИМ, Москва
Согласно церковному преданию, эта икона1 была написана печерским иноком Алипием (ум. 1114), первым знаменитым русским иконописцем, и находилась в Успенском соборе Кие-во-Печерского монастыря. Сохранившийся древний список с нее — Свенская икона Богоматери (XIII в., ныне в ПТ), на которой Богородица изображена на престоле, держащей Спаса Эммануила перед собой; по сторонам от нее — святые, «первоначальники» иночества на Руси, преподобныне Антоний и Феодосии Печерские, к ним и обращено благословение Иисуса Христа.

32. Успение (с изображениями в раме Киево-Печерских святых) 16в. ГИМ, Москва

33


34


35


33. Антоний Римлянин 16в ГИМ, Москва
Согласно тексту жития, составленного во второй половине XVI в. и имеющего легендарный характер, преподобный Антоний Римлянин (около 1067—1147), основатель новгородского Богородице-Рождественского монастыря, в 1105 г. чудесным образом приплыл в Великий Новго­род из Италии на камне. Святой происходил из православной семьи, жившей в Риме.

34. Никита Столпник 19в. ГИМ, Москва
Преподобный Никита Столпник (ум. 1186)1 был родом из Переславля-Залесского, подвизался в монастыре великомученика Никиты. До пострижения, как говорит житие, он «бе мыта­рем друг», «мног мятеж и пакости творя человеком», но был поражен, услышав слова пророка Исайи: «измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ».

35. Сергий Радонежский с житием 16в. ГИМ, Москва

35.1


35.2


35.3


35.1 Сергий Радонежский. Фрагмент иконы 
35.2 Сцены жития Сергия радонежского. Клейма
35.3  Сцены жития Сергия Радонежского. Клейма 

36


37


38


36. Богоматерь с Младенцем на престоле с предстоящим преподобным Сергием Радонежским и ангелом 15в. ГИМ, Москва 
История происхождения этого уникального произведения во многом неясна. В Историче­ский музей образ попал из музея «Александровская слобода», куда после революции сво­зились иконы из окрестных закрытых храмов и монастырей. Образ Богоматери поступил туда в 1920-е гг. из Стефано-Махрищского монастыря, судьба его прослеживается с XVII в. Икона упо­минается в Писцовых книгах 1627—1629 гг. В это время (и вплоть до начала XX в.) она находилась справа от Царских врат в местном ряду иконостаса собора Стефано-Махрищского монастыря

37. Видение хутынского пономаря Тарасия 17в. ГИМ, Москва
В житие преподобного Варлаама Хутынского так называемой Распространенной редакции, со­ставленной в 1526 г.2, был включен рассказ о посмертном чуде святого.
Согласно тексту жития, однажды в полночь пономарь Тарасий, зайдя в Спасо-Преображен-ский собор Хутынского монастыря, увидел, как зажглись свечи и паникадила, церковь напол­нилась благоуханием, а преподобный Варлаам Хутынский встал из гроба и начал молиться. По­том святой обратился к пребывавшему «во ужасе велице» Тарасию. Он объяснил пономарю, что за грехи Господь решил наказать новгородцев, и отправил Тарасия на кровлю собора, чтобы тот увидел «пагубу Великому Новгороду, что хощет ему Господь Бог сотворити». Первый раз Тарасий увидел озеро Ильмень, затопившее Великий Новгород. Пономарь вернулся к Варлааму, и тот опять стал молиться. Второй раз пономарь поднялся на кровлю храма по указанию святого и увидел сонмы грозных ангелов, поражающих своими огненными стрелами мужей, жен и детей. Около каждого человека стоял Ангел-хранитель с книгой. Если человек не был записан повелением Божиим в книгу живых, то он умирал. Вернувшемуся Тарасию преподобный Варлаам объяснил, что Господь, по молитвам Богородицы и святых, пожалел людей своих и сменил наказание потопом на более легкое — Он посылает мор, от которого спасутся лишь раскаявшиеся. И опять святой стал молиться. В третий раз послал он Тарасия на верх храма, и тот увидел «тучу огненную над градом». И это видение объяснил Варлаам, сказав, что после мора новгородцев ожидает через три года страшный пожар. После чего преподобный «внииде в гроб свой».

38. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому 17в. ГИМ Москва
Сюжет иконы, называемый в монастырских описях «Ссргиево видение», изображает чудес­ное посещение Богоматерью преподобного Сергия, которое описано в его житии, состав­ленном в 1418 г.

39


40


41


39. Сергий Радонежский и Савва Сторожевский 18в. ГИМ, Москва
Образы входили в комплекс из пяти икон, написанных в 1712—1713 гг. царским изографом Кириллом Улановым (ум. 1731) для надгробного иконостаса царевны Евдокии (1650— 1712), дочери царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Ильиничны. Гробница ца­ревны находится в южном нефе Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

40. Савва Сторожевский 17в ГИМ
Преподобный Савва Сторожевский (около 1327 — около 1406) — один из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Большую часть жизни Савва прожил в Трои-це-Сергиевом монастыре, где в юности принял постриг у самого преподобного.

41. Кирилл Белозерский, в житии 16в. ГИМ, Москва
Преподобный Кирилл Белозерский (1337—1427) — один из наиболее почитаемых русских святых, основатель знаменитого Кирилло-Белозерского Успенского монастыря, ставшего колыбелью для целой плеяды подвижников Севера. Житие преподобного Кирилла создано выдаю­щимся писателем Пахомием Сербом (Логофетом) (ум. после 1484), которому великий князь Мо­сковский Василий Васильевич (1415—1462) и митрополит Феодосии (1461—1464) поручили его составить.

42


43


44


42. Сильвестр Обнорский  19в.
Преподобный Сильвестр Обнорский (ум. 1379) —ученик Сергия Радонежского. После послу­шания в Троице-Сергиевом монастыре он удалился в леса и стал пустынножителем. В Воло­годских землях, около реки Обноры, основал храм в честь Воскресения Христова и устроил мона­стырь. 

43. Иаков Железноборовский 17в. ГИМ, Москва
Преподобный Иаков Железноборовский (ум. 1442) был уроженцем костромской земли, уче­ником и постриженником преподобного Сергия Радонежского. В видении преподобному Сергию было открыто: «Умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится". Сотни ино­ков — учеников, собеседников, друзей преподобного основали обители в Московской Руси и ди­ких северных землях, получивших за святость подвизавшихся там отшельников название «се­верной Фиваиды». Со времени трудов «игумена земли русской» в истории русского монашества началась новая эпоха

44. Адриан Пошехонский 19в ГИМ Москва
Согласно житию, преподобномученик Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в на­чале XVI в. Монашеское пострижение принял в обители святого Корнилия Комельского. В 1539 г. В 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в Великий пост, в монастырь ворвались грабители, кото­рые после истязаний задушили преподобного Адриана, убили одного из старцев, избили мно­гих иноков. Забрав все ценное, что было в монастыре, они унесли и тело настоятеля, которое бросили на берегу реки. Местные жители нашли его и похоронили в заброшенной церкви на бе­регу Ухры.

45


46


47


45. Михаил Клопский с житием  17в. ГИМ, Москва
Преподобный Михаил Клопский, судя по количеству списков жития3, был очень почитаемым в Новгороде святым, но изображения его крайне редки.  Преподобный пребывал в монастыре 44 года, принял на себя подвиг юродства Христа ради, стал примером аскетического монашеского подвига. По его молитвам во время засухи в мона­стыре забил источник (клейма 2—3), в голодный год в монастырских амбарах не переводился хлеб, раздаваемый для пропитания голодающим.

46. Зосима и Савватий Соловецкие с житием 16в. ГИМ, Москва
Как это часто бывало с житиями святых, первоначальные записи о жизни соловецких чудо­творцев были сделаны вскоре после их смерти. Участник событий преподобный Герман Со­ловецкий, «от простых человекъ, не учився Божественному Писанию», продиктовал иноку Доси-фею, ученику преподобного Зосимы и будущему игумену, рассказы о начале монастырской жизни на острове и чудесах, ее сопровождавших.

47. Зосима и Савватий Соловецкие с житием 18в. ГИМ, Москва
В иконографии святых Зосимы и Савватия Соловецких особое развитие получили иконы с изо­бражением монастыря. В России подобные образы появляются в XVI в., а с XVII в. получают широкое распространение. Истоки этого иконографического типа уходят корнями в византий­ское искусство. У начала традиции стоит ктиторский портрет, в котором заказчик изображается с подносимой Спасителю (или Богоматери) моделью храма (реже города), устроенного по его заказу

48


49


50


48. Пафнутий Боровский 18в. ГИМ,Москва
Преподобный Пафнутий, игумен Боровский (в миру Парфений, 1394—1478), канонизирован Собором 1547 г. к общецерковному почитанию1. В Боровске им был основан Богородице-Рождественский монастырь, где впоследствии преподобный и был погребен. В 1531 г. митропо­лит Московский и всея Руси Даниил (1522—1539) с собором епископов благословил петь канон и читать на богослужении житие преподобного Пафнутия

49. Иосиф Волоцкий 18в ГИМ, Москва
Иосиф Волоцкий (1439/1440—1515), в миру Иоанн Санин, принадлежал дворянскому роду, находившемуся на службе у удельного волоцкого князя. Юношей 20 лет принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре, где прожил 18 лет. Иосиф постигал монашескую науку под руководством преподобного Пафнутия Боровского, известного праведной жизнью, строгостью в следовании уставу и исключительным трудолюбием. Через Пафнутия, учившегося у игумена Никиты, бывшего учеником преподобного Сергия Радонежского, молодой инок воспринял за­веты самого чтимого святого Московской Руси. После смерти Пафнутия настоятелем монастыря стал Иосиф. 

50. Корнилий Комельский 18в. ГИМ, Москва
Преподобный Корнилий Комельский (около 1457—1537) —один из последователей препо­добного Сергия Радонежского, глубоко воспринявший его духовные идеалы. Родился в Ро­стове в боярской семье Крюковых. В юности принял постриг в Кир илло- Бел озере ком монастыре, более десяти лет нес там тяжелое послушание в хлебне, ночами переписывал книги. Позже ушел из обители и начал странствовать по другим монастырям, чем явил один из первых примеров ду­ховного странничества. В 1497 г. в поисках совершенного уединения поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где со временем создал монастырь.

51


52


53


51. Троица (явление Троицы преподобному Александру Свирскому) 17в. ГИМ, Москва
Преподобный Александр Свирский (1448—1533) — единственный святой новозаветной ис­тории, которому, подобно, ветхозаветному праотцу Аврааму, было явление Бога в трех ли­цах. Русский святой удостоился этого после 23 лет монашеской жизни, исполненной послушания и служения братии, сурового умерщвления плоти и постоянного творения молитвы.

52. Кирилл Новоезерский 17в. ГИМ, Москва
Преподобный Кирилл Новоезерский родился в городе Галиче, предположительно, в середине 1480-х гг., принадлежал к боярскому роду Белых. Отроком тайно оставил родительский дом и пришел в обитель преподобного Корнилия Комельского в вологодской земле, где и был постри­жен в иночество. После послушания в обители Кирилл стал отшельником в северных лесах.

53. Нил Столобенский 17в. ГИМ, Москва
Преподобный Нил Столбенский (Столобенский) родился в конце XV в. в новгородских землях, в отрочестве принял постриг в псковском Крыпецком монастыре, основанном преподобным Саввой Крыпецким. Около 1515 г. покинул обитель, построил келью и часовню на реке Серемхе, в 25 верстах от острова Столобного, и остался там пустынножительствовать. Вскоре местные жи­тели узнали о нем и стали приходить к иноку за советами и наставлениями.

54


55


56


54. Преподобный Антоний Сийский 17в. ГИМ Москва
В 1513 г. Антоний в поисках пустынного места для уединенной молитвы вместе с двумя мо­нахами ушел из монастыря. Им пришлось долго странствовать, пока преподобный не вышел к по­луострову на Большом Михайловском озере. На этом месте, близ реки Сии, крестьяне нередко слышали колокольный звон и пение. В 1520 г. здесь построили часовенку, а позднее на этом месте образовалась Сийская Троицкая обитель.
Икона была преподнесена в 1635 г. в дар царевичу Алексею Михайловичу.

55. Геннадий Костромской и Любимоградский 18в. ГИМ, Москва
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (ум. 1565) родился в городе Моги­леве, входившем в состав Великого княжества Литовского; отроком, желая принять постриг, ушел из дома. Посетив немало православных монастырей в московских и новгородских землях, Григорий (мирское имя преподобного) пришел в Александро-Свирский монастырь, но препо­добный Александр не принял его из-за юного возраста и направил во Введенскую Комельскую обитель. Ее основатель и настоятель — преподобный Корнилий Комельский принял юношу и по­сле долгих послушнических трудов постриг в иноческий образ с именем Геннадий. 

56. Феодосий Тотемский в гробу 19в. ГИМ, Москва
Изображение мощей преподобного Феодосия Тотемского представлено в том виде, в каком они были обретены после 228 лет пребывания под спудом.
Почитание преподобного в XVII—XVIII вв. расширялось, хотя официальной канонизации не было. В XVII в. монастырские власти записывали многочисленные случаи исцелений, служили пани­хиды по основателю монастыря.

57


58


59


57. Трифон Печенегский и Кольский нач. 20в
Преподобный Трифон Печенгский и Кольский (в миру Митрофан, 1495—1583) известен как ревностный просветитель язычников-лопарей на Кольском полуострове. В XVI в. началось обращение в христианство северных племен, живших по берегам Северного Ледовитого океана и Белого моря в пределах новгородских владений. 

58. Максим Грек 18в. ГИМ Москва
Преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис; около 1475—1556), православный пи­сатель, переводчик и богослов. Родился в Арте (Греция), в аристократической семье, полу­чил блестящее европейское образование. В конце XV в. для продолжения образования уехал в Ита­лию. В Венеции учился «книжному делу» у знаменитого типографа и издателя Альдо Мануцио (1449/1450—1515), был знаком со многими деятелями итальянского Возрождения. 
После возвращения в Грецию Михаил отправился на Афон и принял постриг в Ватопедском мона­стыре. В 1515 г. русский царь Василий Иоаннович обратился с просьбой прислать ему переводчика «для справы» богослужебных книг. Афонские власти порекомендовали Максима, что решило его судьбу. В 1518 г. он прибыл в Россию.

59. Преподобный Дорофей Югский 19в. ГИМ, Москва
Согласно церковному преданию, преподобный Дорофей Югский (ум. 1622), постриженник Псково-Печерского монастыря, 5 мая 1615 г., стоя на молитве перед иконой Богоматери, услышал голос, призывающий его взять икону Богоматери «Одигитрия», пойти в родные места и основать там обитель. В житии повествуется о том, что сама Богоматерь выбрала место, где Дорофею должно было поставить монастырь: преподобный остановился для отдыха, поставил взятый с собой образ Божией Матери на сосну и уснул, а пробудившись, не мог снять икону с де­рева. Чудо случилось у слияния рек Черной и Белой Юги, поэтому пустынь, основанная старцем Дорофеем, и икона получили название «Югских».

60


61


62


60. Серафим Саровский в молении на камне 19в. ГИМ Москва
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Сидоров Мошнин; 1754—1833) — ста­рец-пустынножитель, затворник. Родился в Курске в благочестивой купеческой семье. Его родителями был построен курский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, ставший впоследствии кафедральным собором. В 19 лет преподобный поступил в Саровскую обитель, отли­чавшуюся строгим общежительным уставом. 
Скончался 2 января 1833 г., 19 июля 1903 г. последовало обретение мощей преподобного Се­рафима.
На иконе изображен молитвенный подвиг преподобного Серафима, когда святой, стоя на камне, молился 1000 ночей в лесу и 1000 дней в келье.

61. Серафим Саровский нач. 20в ГИМ Москва

62. Прокопий и Иоанстюжские, христа ради юродивые 18в. ГИМ Москва 
Согласно житию, созданному в середине XVII в.1, древнейший и наиболее чтимый устюж­ский святой Прокопий, Христа ради юродивый, происходил из «западных стран, от латин­ского языка, от Немецкой земли»2, был крещен преподобным Варлаамом Хутынским, который стал его наставником в православной вере. Со временем Прокопий принял на себя подвиг юрод­ства, ушел из Хутынского монастыря и новгородских пределов в Великий Устюг. В дневное время праведник «пребывал в юродстве», ночами ходил по церквам и молился, «прося у Бога полезных граду и людемъ». 

63


64


65


63. Василий Блаженный с житием 19в.  ГИМ Москва
Василий Блаженный (1468, по другим данным — 1462—1552, по другим сведениям — 1557)2 с 16 лет «подвизался в юродстве». Все его поступки, при кажущемся безумии, имели скрытый смысл. Согласно житию, был прозорлив, творил чудеса. Погребение Василия совершил сам митро­полит Макарий. Причислен к лику святых в 1588 г.

64. Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский 18в.
На фоне Московского Кремля и Покровского собора, на двух берегах Москвы-реки, в молении образу «Коронование Богоматери» предстоят Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий

65. Иаков Боровичский 18в. ГИМ Москва
Блаженный Иаков, Боровичский чудотворец, — новгородский святой, о жизни которого не со­хранилось достоверных сведений. Житие в списках второй половины XVI в. описывает обре­тение мощей и многочисленные чудеса и исцеления, происходившие по молитвам к святому. Так, во время ледохода на реке Мете, во вторник Светлой седмицы 1540 г., к берегу новгородского села Боровичи пристала льдина (как уточняется в тексте сказания, плывшая против течения), на ко­торой стояла обгорелая колода с открытым верхом. Там находилось тело отрока.

66. Богоматерь Донская в окружении сюжетов из Киево-Печерского патерика 18. ГИМ Москва
Композиция крестообразно разделена на расположенные вокруг центра четыре основные самостоятельные части с аллегорическими и историческими сюжетами, посвященными строи­тельству, украшению и освящению Великой Успенской церкви. Иконография во многих случаях представляет собой иконописное переложение гравюр Киево-Печерского патерика 1702 г. с ил­люстрациями Леонтия Тарасевича. Сцены читаются слева направо, но, изображенные в разных форматах, соотносятся между собой, располагаясь вокруг основного сюжета.

67


68


69


67. Троица Ветхозаветная с избранными святыми и праздниками 19в ГИМ Москва
68. Собор ростовских и ярославских святых нач. 19в ГИМ, Москва
69. Богоматерь Ростовская 18в. св.Леонтий, Исайя, Игнатий
Происходит из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Поступила в 1922 г. из ЦАМ

строка 9, столбец 1 строка 9, столбец 2 строка 9, столбец 3
123