ИСКУССТВО ЯПОНИИ. ШКОЛА КАНО. ШКОЛА ТОСА / Japanese Painting. The Kanō school. The Tosa school
ИСКУССТВО ЯПОНИИ.
ШКОЛА КАНО.
ШКОЛА ТОСА
The Kanō school. The Tosa school
Кано Масанобу. Чжоу Дуньи, созерцающий лотосы», XV век
ШКОЛА КАНО
Параллельно со школами дзэнских монастырей формируется придворная школа
— Кано. Основатели ее —Кано Масанобу и Кано Мотонобу — были представителями
военного сословия и пользовались покровительством сёгунов Асикага. Атмосфера изысканной
роскоши придворного быта не могла не повлиять на идейные и стилистические черты
живописи. Особенностью декоративных композиций школы Кано, исполняемых чаще
всего на раздвижных перегородках (фусума) и на ширмах, было соединение
принципов монохромного пейзажа с цветовой насыщенностью традиционной японской
живописи Ямато-э. В таких произведениях, как «Водопад» Кано Мотонобу или «Чжоу
Мао Сю любуется лотосами» Кано Масанобу, условность приемов соединялась с
декоративной праздничностью, точной, подчас дробной и детальной акцентировкой
отдельных мотивов — цветов, птиц, трав и деревьев.
Художник: Канō Тангэн. 1829-1866 Зимний пейзаж (Зима) Государственный Эрмитаж
В живописи Кано видели, освященное традицией искусство, которое являлось прерогативой двора и было доступно лишь посвященным. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв.
Японская художественная школа КАНО XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи.
Школа создана и развита представителями одного рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде знати, сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.
Основатель
школы Кано - Кано Масанобу, сын родоначальника династии Кано -
художника-самоучки Кано Кагэнобу. Кано Масанобу учился у Тансё Сюбуна.
Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни - буддийский
монах. А его сын Кано Мотонобу уже
возглавлял Академию живописи Эдокоро.
Художники школы создают картины на различную тематику — пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки, так же украшались двери раздвижных ширм. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.
Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана неба, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и т. д. (суми-э)
Кано Мотонобу Патриархи дзэн-буддизма. Национальный музей Токио
Масанобу принадлежал к школе китаистов (суми-э), которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Ямато-э стиль японской живописи противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э». Другими словами, идея состояла в том чтоб отойти от китайской техники рисования черной тушью.
5. Кано Мотонобу Рыбак
6. Канō Сюнсэн Томонобу свиток на шелке Интерьер с веточкой вишни (Весна) Государственный Эрмитаж
8. Канō Сё̄гёку. 1840-1891 Отшельники в горах Государственный Эрмитаж
9. Канō Эйтоку. 1815-1891 Фазаны среди пионов Государственный Эрмитаж
10. Кано Эйтоку Ширма Птицы и цветы четырех времен года
11. Кано Эйтоку Ширма. Сакура над рекой
12. Кано Санкуру Ширма. Пионы
Кано Санраку (настоящее имя Мицуёри) родился в 1559 году в семье самураев в провинции Оми. Служил у Тоётоми Хидэёси. Последний обнаружил у юноши талант к рисованию и отдал его на обучение к своему придворному художнику Кано Эйтоку. Так что, вместе с мастерством, Санкару получил от своего учителя и его родовую фамилию.
Он нарисовал для Хидэёси большое количество настенных картин в замке Момояма. После смерти сюзерена Санраку отказался служить сёгунату Токугава и поселился в Киото, где стал творить для столичных буддистских монастырей. В Киото он основал столичную школу Кано.
15. Школа Кано Ya Plays the Qin as Zhong Ziqi Listens, Музей Метрополитен Нью-Йорк
16. Школа Кано. Shikibu Terutada (Japanese, active mid–16th century) Birds and Flowers of Summer and Autumn Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
|
18. Школа Кано Пейзаж Музей Метрополитен Нью-Йорк
20.1. Фрагмент 2 Kano Hideyory Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей
21.2 Часть ширмы 2 Кано Санкуру Цзиньшань и Западное озеро Роспись по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк
ШКОЛА ТОСА
Параллельно со школой Кано формируется и другая школа светской живописи — Тоса, считавшая себя непосредственной преемницей традиций хэйанского стиля. В ее декоративно-плоскостных композициях сказалась тяга к прямой реставрации старой образной системы. Школа характеризуется появлением многоцветного стиля, масштабных живописных работ с использование золотой и серебряной фольги.
Расцвет школы приходится на годы жизни Тосы Мицунобу (1434—1525). Тогда представители школы Тоса в наибольшей степени пользовались покровительством сёгуната и императорского двора.
Школа Тоса сформировалась в начале периода Муромати (XIV—XV вв.), и просуществовала все годы Эдо, вплоть до эпохи Мэйдзи. Развивалась в русле традиций ямато-э, используя методы, идущие от древнего японского искусства. Сюжеты живописи часто имели повествовательную канву, и были основаны на известных японских литературных и исторических текстах (Гэндзи моногатари, Записки от скуки и др.)
Самые ранние документальные свидетельства о художнике, использующим имя Тоса датируются началом XV века с художником Фудзиварой Юкисиро который был также известен как Тоса Согэн, в связи с занимаемой им должностью губернатора в провинции Тоса. Он был сыном художника Фудзивары Юкимицу
23. Тоса Мицуоки. Quail and Autumn Flowers Метрополитен Музей Нью-Йорк
Художники школы Тоса сторонились влияния китайского искусства до XVII века, что отличало эту школу от китаизированной школы Кано. Позднее, когда диапазон мотивов и жанров расширился, различия между школой Тоса и другими школами стали не столь заметными. В последующие годы в число заказов школы включалась портретная живопись и связанный с китайскими традициями жанр цветы и птицы.
25. Suzuki Kiitsu (Japanese, 1796–1858) Poppies,mid-19th century Метрополитен Музей Нью-Йорк
26. Deer,19th century Suzuki Kiitsu Метрополитен Музей Нью-Йорк
27.“Butterflies” (“Kochō”),late 16th–early 17th century Tosa Mitsuyoshi Метрополитен Музей Нью-Йорк
28. Red and White Poppies,early 17th century. Traditionally attributed to Tosa Mitsumochi Japanese
Метрополитен Музей Нью-Йорк
30. Перепел на фоне осенних трав и цветов Альтернативное название:
Школа Тоса Япония, около 1590-1600 Экран с шестью панелями; чернила, цвет и сусальное золото на бумаге Музей искусств округа Лос-Анжелес
31. Портрет Момои Наоаки. Токийский национальный музей Япония