ИСКУССТВО ЯПОНИИ. ШКОЛА КАНО. ШКОЛА ТОСА / Japanese Painting. The Kanō school. The Tosa school

Кано Масанобу. Чжоу Дуньи, созерцающий лотосы», XV век

ШКОЛА КАНО


Параллельно со школами дзэнских монастырей формируется придворная школа — Кано. Основатели ее —Кано Масанобу и Кано Мотонобу — были представителями военного сословия и пользовались покровительством сёгунов Асикага. Атмосфера изысканной роскоши придворного быта не могла не повлиять на идейные и стилистические черты живописи. Особенностью декоративных композиций школы Кано, исполняемых чаще всего на раздвижных перегородках (фусума) и на ширмах, было соединение принципов монохромного пейзажа с цветовой насыщенностью традиционной японской живописи Ямато-э. В таких произведениях, как «Водопад» Кано Мотонобу или «Чжоу Мао Сю любуется лотосами» Кано Масанобу, условность приемов соединялась с декоративной праздничностью, точной, подчас дробной и детальной акцентировкой отдельных мотивов — цветов, птиц, трав и деревьев.

Художник: Канō Тангэн. 1829-1866 Зимний пейзаж (Зима) Государственный Эрмитаж

 В живописи Кано видели, освященное традицией искусство, которое являлось прерогативой двора и было доступно  лишь посвященным. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв.
Японская художественная школа КАНО  XV—XIX веков, одна из самых известных  художественных школ в японской живописи. 
Школа создана и развита представителями одного рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде знати, сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.

Основатель школы Кано - Кано Масанобу, сын родоначальника династии Кано - художника-самоучки Кано Кагэнобу. Кано Масанобу учился у Тансё Сюбуна. Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни - буддийский монах. А  его сын Кано Мотонобу уже возглавлял Академию живописи Эдокоро. 
Художники школы создают картины на различную тематику — пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки, так же украшались двери раздвижных  ширм. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.
  Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана неба, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и т. д. (суми-э)

Кано Мотонобу Патриархи дзэн-буддизма. Национальный музей Токио

Масанобу принадлежал к школе китаистов (суми-э), которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Ямато-э стиль японской живописи противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э». Другими словами, идея состояла в том чтоб отойти от китайской техники рисования черной тушью.
            
4


5


6


4 Гора Фудзи и цветущая вишня Канō Фусанобу Государственный Эрмитаж
5. Кано Мотонобу Рыбак
6. Канō Сюнсэн Томонобу свиток на шелке Интерьер с веточкой вишни (Весна) Государственный Эрмитаж

7


11


12


7. Канō Сюнсэн Мотонобу свиток на шелке Цветы и птицы (Лето) Государственный Эрмитаж
8. Канō Сё̄гёку. 1840-1891 Отшельники в горах Государственный Эрмитаж
9.  Канō Эйтоку. 1815-1891 Фазаны среди пионов Государственный Эрмитаж


10. Кано Эйтоку  Ширма Птицы и цветы  четырех  времен года


11. Кано Эйтоку  Ширма. Сакура над рекой


12. Кано Санкуру  Ширма. Пионы

Кано Санраку (настоящее имя Мицуёри)  родился в 1559 году в семье самураев в провинции Оми. Служил у Тоётоми Хидэёси. Последний обнаружил у юноши талант к рисованию и отдал его на обучение к своему придворному художнику Кано Эйтоку. Так что, вместе с мастерством, Санкару получил от своего учителя и его родовую фамилию.
Он нарисовал для Хидэёси большое количество настенных картин в замке Момояма. После смерти сюзерена Санраку отказался служить сёгунату Токугава и поселился в Киото, где стал творить для столичных буддистских монастырей. В Киото он основал столичную школу Кано.

13. Kano Motonobu, mid-16th century. The Four Accomplishments. Музей Метрополитен Нью-Йорк

 
14


15


16


14. Относят  к Kano Motonobu, Пейзаж Музей Метрополитен Нью-Йорк
15. Школа Кано Ya Plays the Qin as Zhong Ziqi Listens, Музей Метрополитен Нью-Йорк
16. Школа Кано. Shikibu Terutada (Japanese, active mid–16th century) Birds and Flowers of Summer and Autumn Музей Метрополитен Нью-Йорк

17


18



17. Kano Shōei Brown-Eared Bulbul (Hiyodori) on a Branch of Plum, Музей Метрополитен Нью-Йорк 18.
18. Школа Кано Пейзаж Музей Метрополитен Нью-Йорк

19. Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей

20. Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей

20.1. Фрагмент 2 Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей

21.1 Часть ширмы 1 Кано Санкуру  Цзиньшань и Западное озеро Роспись по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк

21.2 Часть ширмы  2 Кано Санкуру  Цзиньшань и Западное озеро Роспись по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк

ШКОЛА ТОСА

Параллельно со школой Кано формируется и другая школа светской живописи — Тоса, считавшая себя непосредственной преемницей традиций хэйанского стиля. В ее декоративно-плоскостных композициях сказалась тяга к прямой реставрации старой образной системы. Школа  характеризуется появлением многоцветного стиля,  масштабных живописных работ с использование золотой и серебряной фольги. 
Расцвет школы приходится на годы жизни Тосы Мицунобу (1434—1525). Тогда представители школы Тоса в наибольшей степени пользовались покровительством сёгуната и императорского двора.

22. Сцена из длинного повествовательного свитка Тоса Мицунобу (1434–1535) , пересказывающего историю буддийского монастыря.

Школа Тоса сформировалась в начале периода Муромати (XIV—XV вв.), и просуществовала все годы Эдо, вплоть до эпохи Мэйдзи. Развивалась в русле традиций ямато-э, используя методы, идущие от древнего японского искусства. Сюжеты живописи часто имели повествовательную канву, и были основаны на известных японских литературных и исторических текстах (Гэндзи моногатари, Записки от скуки и др.)
Самые ранние документальные свидетельства о художнике, использующим имя Тоса датируются началом XV века с художником Фудзиварой Юкисиро который был также известен как Тоса Согэн, в связи с занимаемой им должностью губернатора в провинции Тоса. Он был сыном художника Фудзивары Юкимицу

23. Тоса Мицуоки. Quail and Autumn Flowers Метрополитен Музей Нью-Йорк

Художники школы Тоса сторонились влияния китайского искусства до XVII века, что отличало эту школу от китаизированной школы Кано. Позднее, когда диапазон мотивов и жанров расширился, различия между школой Тоса и другими школами стали не столь заметными. В последующие годы в число заказов школы включалась портретная живопись и связанный с китайскими традициями жанр цветы и птицы.

24


25


26


24. Тоса Мицуоки Egrets and Cotton Roses Метрополитен Музей Нью-Йорк
25. Suzuki Kiitsu (Japanese, 1796–1858)  Poppies,mid-19th century Метрополитен Музей Нью-Йорк
26. Deer,19th century Suzuki Kiitsu Метрополитен Музей Нью-Йорк

27.“Butterflies” (“Kochō”),late 16th–early 17th century Tosa Mitsuyoshi Метрополитен Музей Нью-Йорк

28. Red and White Poppies,early 17th century. Traditionally attributed to Tosa Mitsumochi Japanese
Метрополитен Музей Нью-Йорк

29. Autumn Grasses,first half of the 17th century. Метрополитен Музей Нью-Йорк

30. Перепел на фоне осенних трав и цветов Альтернативное название:
Школа Тоса Япония, около 1590-1600 Экран с шестью панелями; чернила, цвет и сусальное золото на бумаге Музей искусств округа Лос-Анжелес

31. Портрет Момои Наоаки.  Токийский национальный музей Япония