ШКОЛА КАНО Японское искусство / Japanese Painting School Kano

ШКОЛА КАНО

Репродукция
Кано Масанобу. Чжоу Дуньи, созерцающий лотосы», XV век

Параллельно со школами дзэнских монастырей формируется придворная школа — Кано. Основатели ее —Кано Масанобу и Кано Мотонобу — были представителями военного сословия и пользовались покровительством сёгунов Асикага. Атмосфера изысканной роскоши придворного быта не могла не повлиять на идейные и стилистические черты живописи. Особенностью декоративных композиций школы Кано, исполняемых чаще всего на раздвижных перегородках (фусума) и на ширмах, было соединение принципов монохромного пейзажа с цветовой насыщенностью традиционной японской живописи Ямато-э. В таких произведениях, как «Водопад» Кано Мотонобу или «Чжоу Мао Сю любуется лотосами» Кано Масанобу, условность приемов соединялась с декоративной праздничностью, точной, подчас дробной и детальной акцентировкой отдельных мотивов — цветов, птиц, трав и деревьев.

Репродукция 
Художник: Канō Тангэн. 1829-1866
Зимний пейзаж (Зима)
Государственный Эрмитаж

 В живописи Кано видели, освященное традицией искусство, которое являлось прерогативой двора и было доступно  лишь посвященным. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв.
Японская художественная школа КАНО  XV—XIX веков, одна из самых известных  художественных школ в японской живописи. 
Школа создана и развита представителями одного рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде знати, сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.

Основатель школы Кано - Кано Масанобу, сын родоначальника династии Кано - художника-самоучки Кано Кагэнобу. Кано Масанобу учился у Тансё Сюбуна. Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни - буддийский монах. А  его сын Кано Мотонобу уже возглавлял Академию живописи Эдокоро. 

Репродукция
Кано Мотонобу Патриархи дзэн-буддизма. Национальный музей Токио

Художники школы создают картины на различную тематику — пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки, так же украшались двери раздвижных  ширм. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.
  Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана неба, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и т. д. (суми-э)


Репродукция 
Гора Фудзи и цветущая вишня
Канō Фусанобу
Государственный Эрмитаж

Масанобу принадлежал к школе китаистов (суми-э), которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Ямато-э стиль японской живописи противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э». Другими словами, идея состояла в том чтоб отойти от китайской техники рисования черной тушью.


Репродукция
Кано Мотонобу
Рыбак


Первым дал новую трактовку принципам монументальной живописи Кано Эйтоку  Особенностью его творческой манеры, наиболее полно отвечающей задаче оформления обширных плоскостей обтянутых бумагой ширм и стенных панелей, было подчинение всех деталей главному, нарочито героизированному пейзажному мотиву. Исполненные густыми сочными красками, сильной и смелой линией по синему и золотому фону, его композиции из цветов, трав, птиц и деревьев обобщали новые представления времени о сияющей красоте и мощном великолепии мироздания. В сумрачных залах замков, излучая свет и создавая особую атмосферу праздничности, они казались окнами в сказочно прекрасный мир.

В стандартной композиции ширмы (экрана) картина располагается  на наружных панелях каждого экрана, с большим открытым пространством на внутренних панелях, где экраны встречаются. Подпись художника, если таковая имеется, обычно располагается на внешних краях каждого экрана.

Репродукция  
Канō Сюнсэн Томонобу свиток на шелке
Интерьер с веточкой вишни (Весна)
Государственный Эрмитаж

В конце 1500-х и начале 1600-х многие художники стали создавать пары экранов с большими сюжетами, охватывающими центр композиции для большего визуального эффекта.
В типе композиции «времена года» сюжет развивается, обычно справа налево, начинаясь с весны, затем лето, осень и зима.
Если в композиции экрана несколько сюжетов, они обычно разделяются золотыми облаками, которые разбросаны в случайном порядке. Такие композиции используются для иллюстрации эпизодов из японской литературы, такой как «Сказка о Гэндзи» или Сказка о Хайке, сцены фестивалей или изображения знаменитых мест.

Репродукция    
Канō Сюнсэн Мотонобу свиток на шелке
Цветы и птицы (Лето)
Государственный Эрмитаж

Последующие представители школы Кано, развивая традиции Эйтоку, включили в тематический репертуар декоративных росписей ряд новых сюжетов и образов, которые с документальной точностью отразили жизнь и быт японского города XVI столетия. Внутрь дворцов вошли мотивы жизни его бурлящих толпой улиц, празднеств, обрядов, театральных представлений. Особой декоративной звучностью отличались ширмы типа намбан, изображающие новые для японцев события — прибытие европейцев («южных варваров») в их порты.

Репродукция
Кано Эйтоку  Ширма
Птицы и цветы  четырех  времен года



Репродукция
Кано Эйтоку  Ширма
Сакура над рекой

КАНО САНКАРУ 
Кано Санраку (настоящее имя Мицуёри)  родился в 1559 году в семье самураев в провинции Оми. Служил у Тоётоми Хидэёси. Последний обнаружил у юноши талант к рисованию и отдал его на обучение к своему придворному художнику Кано Эйтоку. Так что, вместе с мастерством, Санкару получил от своего учителя и его родовую фамилию.
Он нарисовал для Хидэёси большое количество настенных картин в замке Момояма. После смерти сюзерена Санраку отказался служить сёгунату Токугава и поселился в Киото, где стал творить для столичных буддистских монастырей. В Киото он основал столичную школу Кано.

Репродукция
Кано Санкуру  Ширма
Пионы

Художники этой школы работали в самых разных техниках – монохромные и полихромные пейзажи, пейзажи в китайском стиле, портреты мудрецов, божеств и мифических животных. Картины «катёга» – цветы и птицы, изображения растений. Они создавали иллюстрированные свитки к литературным произведениям, расписывали потолочные панели, служившие украшением императорских дворцов, декорировали веера и кимоно.  Учителя обучали своих учеников и был создан оригинальный стиль ставший каноническим  для японской живописи (традиционной) 16-19 веков. Они сформировали привилегированную гильдию ( одну из четырех) когда и отец и дядя  и правнук долны были стать живописцами.  Живопись кано была ориентирована на социальную верхушку - это никто не оспаривает (искусствоведы). С этетическими установками и ценностями. Поэтому стиль кано , наряду с театром Но и поэзией рэнга стал одним их неотъемлемых элементов культуры самураем, в  отличие от  стиля укиё-э -  торговых сословий и их низменных вкусов,  на взгляд самураев.


Репродукция  
Канō Сё̄гёку. 1840-1891
Отшельники в горах
Государственный Эрмитаж

Не удивительно что стиль получил ярлык  «идеализма». Князь Ухтомский так отзывался  о живописи в стиле кано: «Ни один артист на Западе не сможет сразу передать несколькими штрихами столь реалистичное и симпатичное  изображение растения или животного или обоих месте, как это дается рисовальщику в «стране восходящего солнца». Мягкую кисть держат за конец ручки и быстрыми мазками проводят те линии, которые поражают европейцев. Перспектива заменяется нагромождением предметов, а в трудных сомнительных  местах, совершенно по китайки вводятся облака. … С размещением предметов не так как они должны быть самом деле, а вроде того, как их воспроизводит воображение».


Репродукция  
Канō Эйтоку. 1815-1891
Фазаны среди пионов
Государственный Эрмитаж


Репродукция   
Kano Motonobu, mid-16th century
The Four Accomplishments
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция   
Относят  к Kano Motonobu,
Пейзаж
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция   
Школа Кано
Ya Plays the Qin as Zhong Ziqi Listens,
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция   
Школа Кано
Shikibu Terutada (Japanese, active mid–16th century)
Birds and Flowers of Summer and Autumn
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция   
Школа Кано
Kano Shōei
Brown-Eared Bulbul (Hiyodori) on a Branch of Plum,
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция   
Школа Кано
Пейзаж
Музей Метрополитен Нью-Йорк


Репродукция
Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей

Репродукция  Фрагмент 1
Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей


Репродукция   Фрагмент 2
Kano Hideyory  Любование кленовыми листьями Токийский Нациоанльный музей


Репродукция  Часть ширмы 1
Кано Санкуру  Цзиньшань и Западное озеро Роспись по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк

Несмотря на то, что обе части ширмы визуально объединены изображением гор и островов среди воды и тумана, созданного при помощи золотого порошка, на них изображены две отдельные, географически разделённые локации восточного Китая

Репродукция  Часть ширмы  2
Кано Санкуру  Цзиньшань и Западное озеро Роспись по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк

 АРХИТЕКТУРА. ЗАМКИ. ДВОРЦЫ. ХРАМЫ: ЗДЕСЬ