ШКОЛА КАНО Японское искусство / Japanese Painting School Kano
ШКОЛА КАНО
Репродукция
Кано
Масанобу. Чжоу Дуньи, созерцающий лотосы», XV век
|
Параллельно со школами дзэнских монастырей формируется придворная школа
— Кано. Основатели ее —Кано Масанобу и Кано Мотонобу — были представителями
военного сословия и пользовались покровительством сёгунов Асикага. Атмосфера изысканной
роскоши придворного быта не могла не повлиять на идейные и стилистические черты
живописи. Особенностью декоративных композиций школы Кано, исполняемых чаще
всего на раздвижных перегородках (фусума) и на ширмах, было соединение
принципов монохромного пейзажа с цветовой насыщенностью традиционной японской
живописи Ямато-э. В таких произведениях, как «Водопад» Кано Мотонобу или «Чжоу
Мао Сю любуется лотосами» Кано Масанобу, условность приемов соединялась с
декоративной праздничностью, точной, подчас дробной и детальной акцентировкой
отдельных мотивов — цветов, птиц, трав и деревьев.
В живописи Кано видели, освященное традицией искусство, которое являлось прерогативой двора и было доступно лишь посвященным. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв.
Японская художественная школа КАНО XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи.
Школа создана и развита представителями одного рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде знати, сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.
Репродукция
Художник:
Канō Тангэн. 1829-1866
Зимний
пейзаж (Зима)
Государственный
Эрмитаж
|
В живописи Кано видели, освященное традицией искусство, которое являлось прерогативой двора и было доступно лишь посвященным. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв.
Японская художественная школа КАНО XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи.
Школа создана и развита представителями одного рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде знати, сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.
Основатель
школы Кано - Кано Масанобу, сын родоначальника династии Кано -
художника-самоучки Кано Кагэнобу. Кано Масанобу учился у Тансё Сюбуна.
Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни - буддийский
монах. А его сын Кано Мотонобу уже
возглавлял Академию живописи Эдокоро.
Репродукция
Кано
Мотонобу Патриархи дзэн-буддизма. Национальный музей Токио
|
Художники школы создают картины на различную тематику —
пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки, так же украшались двери
раздвижных ширм. Наиболее замечательные
из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.
Мастера Кано известны также своими
замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны
комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на
первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего
плана неба, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает
совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и
т. д. (суми-э)
Масанобу принадлежал к школе китаистов (суми-э), которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Ямато-э стиль японской живописи противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э». Другими словами, идея состояла в том чтоб отойти от китайской техники рисования черной тушью.
Репродукция
Гора
Фудзи и цветущая вишня
Канō
Фусанобу
Государственный
Эрмитаж
|
Масанобу принадлежал к школе китаистов (суми-э), которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Ямато-э стиль японской живописи противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э». Другими словами, идея состояла в том чтоб отойти от китайской техники рисования черной тушью.
Репродукция
Кано
Мотонобу
Рыбак
|
Первым дал новую трактовку принципам монументальной живописи Кано Эйтоку Особенностью его творческой манеры, наиболее полно отвечающей задаче оформления обширных плоскостей обтянутых бумагой ширм и стенных панелей, было подчинение всех деталей главному, нарочито героизированному пейзажному мотиву. Исполненные густыми сочными красками, сильной и смелой линией по синему и золотому фону, его композиции из цветов, трав, птиц и деревьев обобщали новые представления времени о сияющей красоте и мощном великолепии мироздания. В сумрачных залах замков, излучая свет и создавая особую атмосферу праздничности, они казались окнами в сказочно прекрасный мир.
В стандартной композиции ширмы (экрана) картина располагается на наружных панелях каждого экрана, с большим открытым пространством на внутренних панелях, где экраны встречаются. Подпись художника, если таковая имеется, обычно располагается на внешних краях каждого экрана.
Репродукция
Канō
Сюнсэн Томонобу свиток на шелке
Интерьер
с веточкой вишни (Весна)
Государственный
Эрмитаж
|
В конце 1500-х и начале 1600-х многие художники стали создавать пары экранов с большими сюжетами, охватывающими центр композиции для большего визуального эффекта.
В типе композиции «времена года» сюжет развивается, обычно справа налево, начинаясь с весны, затем лето, осень и зима.
Если в композиции экрана несколько сюжетов, они обычно разделяются золотыми облаками, которые разбросаны в случайном порядке. Такие композиции используются для иллюстрации эпизодов из японской литературы, такой как «Сказка о Гэндзи» или Сказка о Хайке, сцены фестивалей или изображения знаменитых мест.
Репродукция
Канō
Сюнсэн Мотонобу свиток на шелке
Цветы
и птицы (Лето)
Государственный
Эрмитаж
|
Последующие представители школы Кано, развивая традиции Эйтоку, включили в тематический репертуар декоративных росписей ряд новых сюжетов и образов, которые с документальной точностью отразили жизнь и быт японского города XVI столетия. Внутрь дворцов вошли мотивы жизни его бурлящих толпой улиц, празднеств, обрядов, театральных представлений. Особой декоративной звучностью отличались ширмы типа намбан, изображающие новые для японцев события — прибытие европейцев («южных варваров») в их порты.
Репродукция
Кано
Эйтоку Ширма
Птицы
и цветы четырех времен года
|
Репродукция
Кано
Эйтоку Ширма
Сакура
над рекой
|
КАНО
САНКАРУ
Кано
Санраку (настоящее имя Мицуёри) родился
в 1559 году в семье самураев в провинции Оми. Служил у Тоётоми Хидэёси.
Последний обнаружил у юноши талант к рисованию и отдал его на обучение к своему
придворному художнику Кано Эйтоку. Так что, вместе с мастерством, Санкару
получил от своего учителя и его родовую фамилию.
Он
нарисовал для Хидэёси большое количество настенных картин в замке Момояма.
После смерти сюзерена Санраку отказался служить сёгунату Токугава и поселился в
Киото, где стал творить для столичных буддистских монастырей. В Киото он
основал столичную школу Кано.
Репродукция
Кано
Санкуру Ширма
Пионы
|
Художники этой школы работали в самых разных техниках – монохромные и полихромные пейзажи, пейзажи в китайском стиле, портреты мудрецов, божеств и мифических животных. Картины «катёга» – цветы и птицы, изображения растений. Они создавали иллюстрированные свитки к литературным произведениям, расписывали потолочные панели, служившие украшением императорских дворцов, декорировали веера и кимоно. Учителя обучали своих учеников и был создан оригинальный стиль ставший каноническим для японской живописи (традиционной) 16-19 веков. Они сформировали привилегированную гильдию ( одну из четырех) когда и отец и дядя и правнук долны были стать живописцами. Живопись кано была ориентирована на социальную верхушку - это никто не оспаривает (искусствоведы). С этетическими установками и ценностями. Поэтому стиль кано , наряду с театром Но и поэзией рэнга стал одним их неотъемлемых элементов культуры самураем, в отличие от стиля укиё-э - торговых сословий и их низменных вкусов, на взгляд самураев.
Репродукция
Канō
Сё̄гёку. 1840-1891
Отшельники
в горах
Государственный
Эрмитаж
|
Не удивительно что стиль получил ярлык «идеализма». Князь Ухтомский так отзывался о живописи в стиле кано: «Ни один артист на Западе не сможет сразу передать несколькими штрихами столь реалистичное и симпатичное изображение растения или животного или обоих месте, как это дается рисовальщику в «стране восходящего солнца». Мягкую кисть держат за конец ручки и быстрыми мазками проводят те линии, которые поражают европейцев. Перспектива заменяется нагромождением предметов, а в трудных сомнительных местах, совершенно по китайки вводятся облака. … С размещением предметов не так как они должны быть самом деле, а вроде того, как их воспроизводит воображение».
Репродукция
Канō
Эйтоку. 1815-1891
Фазаны
среди пионов
Государственный
Эрмитаж
|
Репродукция
Kano Motonobu, mid-16th century
The Four Accomplishments
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Относят к Kano Motonobu,
Пейзаж
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Школа Кано
Ya Plays the Qin as Zhong Ziqi Listens,
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Школа Кано
Shikibu Terutada (Japanese, active mid–16th century)
Birds and Flowers of Summer and Autumn
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Школа Кано
Kano Shōei
Brown-Eared Bulbul (Hiyodori) on a Branch of Plum,
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Школа Кано
Пейзаж
Музей Метрополитен Нью-Йорк
|
Репродукция
Kano
Hideyory Любование кленовыми листьями
Токийский Нациоанльный музей
|
Репродукция Фрагмент 1
Kano
Hideyory Любование кленовыми листьями
Токийский Нациоанльный музей
|
Репродукция Фрагмент 2
Kano
Hideyory Любование кленовыми листьями
Токийский Нациоанльный музей
|
Репродукция Часть ширмы 1
Кано
Санкуру Цзиньшань и Западное озеро Роспись
по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк
|
Несмотря на то, что обе части ширмы визуально объединены изображением гор и островов среди воды и тумана, созданного при помощи золотого порошка, на них изображены две отдельные, географически разделённые локации восточного Китая
Репродукция Часть ширмы 2
Кано
Санкуру Цзиньшань и Западное озеро Роспись
по шестистворчатой ширме Метрополитен Музей Нью-Йорк
|
АРХИТЕКТУРА. ЗАМКИ. ДВОРЦЫ. ХРАМЫ: ЗДЕСЬ