14. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ Russian icons The image of the Virgin


БОГОМАТЕРЬ
 О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ ВСЯКАЯ ТВАРЬ 
ИКОНОПИСЬ


Икона
Богоматерь О Тебе радуется...
Мастерская Дионисия
Школа или худ. центр: Москва  Начало XVI в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из Успенского собора в Дмитрове.

В основу сюжета образа положено начало песнопения, посвященного Богородице и написанного св. Иоанном Дамаскином: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…»

В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в «славе». Вокруг Нее  - ангельский собор.

Икона
Богоматерь О Тебе радуется... 
Вторая четверть XVII в.
Ярославский художественный музей, Ярославль

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на Престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ Нового Иерусалима, образ рая.
В нижней части иконы — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы.
И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым Творением» и «освященной Церковью».

Все это воплощено на одной иконе «О Тебе радуется».

Икона
Богоматерь О Тебе радуется... ок. 1497
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия
Из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Иконография «О Тебе радуется» получает распространение на Руси с конца XV века, причем самое раннее из дошедших до нас изображений — это, по-видимому, икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля, исполненная около 1480 года (икона представлена ниже). Именно она могла послужить прототипом для всех более поздних изображений. При этом в русской иконографической традиции композиция «О Тебе радуется» воспринималась, по-видимому, не только как иллюстрация богородичного гимна, но, прежде всего, — как изобразительная метафора Небесного Иерусалима. На это указывали изображения праведников, распределенных по чинам и как бы участвующих в едином богослужебном действе — вечной литургии праведных в Царствии Небесном, а также сам образ храма-града, вознесенного на высокую гору и окруженного райской растительностью. Эти мотивы соответствовали описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр XXI–ХХII) и в некоторых других источниках (главным образом, монашеских видениях).

Икона
Богоматерь О Тебе радуется
Школа или худ. центр: Псков
Последняя четверть XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Поступила в ГТГ в 1930 г. из Покровского женского монастыря в Суздале (1651).

Для псковской школы типична красочная гамма иконы и обилие золотого ассиста на одеждах.

В верхней половине композиции в арке (икона вверху), образуемой полукругом белого небосвода, с зелеными райскими деревьями, с красными плодами и красными порхающими птицами, высится пятиглавый храм оливкового цвета с красными и синими куполами. 
Перед собором стоят тесной группой ангелы. Они окружают престол Богоматери с младенцем, вписанный в темно-синий круг славы с графическим (белилами) изображением серафимов. Ниже, на фоне зеленых густого тона горок, расположены ряды прославляющих Богоматерь святых. 
У подножия Богоматери стоит Иоанн Дамаскин с развернутым свитком в руках. Текст свитка: «О тебе радуется обрадованная всяк...». Колорит построен на сочетании киновари, белил, золота, с тонами оливковыми, синими, сине-зелеными и зелеными изумрудного оттенка. Вохрение сильно разбеленное по оливковому санкирю, с мягкими движками.
Одежды изображенных покрыты обильными тонкими золотыми штрихами (ассистом). Фон золотой с золотым орнаментом в виде четырехлепестковых розеток2. Композицию обрамляет широкая киноварная рамка, по углам которой в золотых клеймах изображены поясные фигуры Иоанна Предтечи, Иоанна Милостивого3, Анастасии (четвертая фигура, в левом нижнем углу не сохранилась). Вверху надпись: «Похвалы святые Богородицы»

Икона
Божья Матерь О Тебе радуется всякая тварь
(ок.1575)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Богоматерь О Тебе радуется
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия


Икона
Богоматерь О Тебе радуется...
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
XVI век. Новгород (?)
Дерево, темпера. 143,2 × 106,2

В Русский музей поступила в 1913 г. от П. И. Юкина.

Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника.


Икона
Богоматерь О Тебе радуется... ок. 1500
Успенский собор Московского Кремля, Москва


Икона
Богоматерь О Тебе радуется... с праздниками
Конец XVI — начало XVII вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания И. С. Остроухова


Икона «О Тебе радуется... с праздниками» представляет собой пример сложной иконографической программы, в которой соединяются иконографические схемы «О Тебе радуется» и «Шестоднева» («Седмицы») — композиции, включающей в себя семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Наиболее полное отражение эта традиция получила в канонах, входивших в состав Октоиха: так, основной канон воскресения был посвящен Воскресению Господню, понедельника — ангельским силам, вторника — Иоанну Крестителю, среды и пятницы — Распятию и Богоматери, четверга — свв. Апостолам и св. Николаю, субботы — всем святым и усопшим.


Семидневная структура христианского богослужения была символически связана с семью днями творения (Быт I, 1–31). В свою очередь, в соответствии еще с ветхозаветной, дохристианской традицией, первые шесть дней творения и соответствующие им шесть дней недели считались прообразом шеститысячелетней мировой истории. Последний же, седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог «почил... от всех дел своих» (Быт II, 2). Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI–XVII вв. представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия.

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.