Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ / Russian icons The Virgin of Jerusalem
ИКОНА
Икона
Иерусалимская
икона Богоматери
Школа:
Оружейная палата Московского Кремля
1710
г.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
Иконография
Богоматери, именуемая в русской традиции «Иерусалимской» или «Гефсиманской»,
относится к типу Одигитрии обратного извода, когда Младенец сидит слева от
Богородицы на ее правой руке (греч. Дексиократуса). К этому типу, достаточно
распространенному в Византии, принадлежала древняя икона Богородицы из
Софийского собора в Новгороде (т.н. «Корсунская»), от которой сохранился оклад
XII века. Этот образ привлек к себе особое внимание на рубеже XV–XVI веков,
когда новгородские иконописцы выполнили многочисленные реплики с него как
прямого, так и обратного извода (получил в XVII веке название «БогоматерьГрузинская»).
На
рубеже XVII–XVIII веков иконография пережила новое рождение и обрела свое
название в связи с проводившимися в Успенском соборе Московского Кремля силами
царских иконописцев работами по поновлению находившихся в нем древних икон.
Иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым среди прочих была поновлена
древняя, возможно, привезенная из Новгорода икона Одигитрии такого типа. Тогда
же образу была приписана легенда о его создании в Иерусалиме апостолом Лукой, привозе
князем Владимиром после крещения из Корсуни и последующей отправке в Новгород,
а также о перенесении в Москву Иваном Грозным. В начале XVIII века с
поновленной иконы было выполнено большое количество огромных мерных и небольших
списков, автором большинства которых был Кирилл Уланов и его ближайшие
сподвижники.
К
числу таких списков принадлежит и икона из собрания Музея Рублева, автор
которой неизвестен. Она была написан в 1710 году по заказу курского купца
Андрея Сидорова Скорнякова и вложена им вместе с драгоценным окладом в
Нижне-Троицкую церковь. Икона стояла слева от Царских врат в иконостасе
верхнего храма. (источник: http://icons.pstgu.ru)
Икона
Иерусалимская
икона Богоматери
Школа:
Новгород XV в.
Новгородский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.
Из
новгородской церкви Петра и Павла.
|
Икона
Богоматерь
Иерусалимская
Начало
XVI в.
Ярославский
историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
|
Икона
Богоматерь
с Младенцем (в типе Иерусалимской)
Школа:
Новгород Первая половина XVI в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
|
Икона
Богоматерь
Иерусалимская
Школа:
Москва Вторая половина XVI в.
Дом-музей
П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва
|
Икона
Иерусалимская
икона Богоматери
Фалеев
Семен
Школа:
Калуга 1740 г.
Собор
Георгия Победоносца «за верхом», Калуга
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.