Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ / Russian icons The Virgin of Jerusalem

ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Иерусалимская икона Богоматери
Школа: Оружейная палата Московского Кремля
1710 г.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконография Богоматери, именуемая в русской традиции «Иерусалимской» или «Гефсиманской», относится к типу Одигитрии обратного извода, когда Младенец сидит слева от Богородицы на ее правой руке (греч. Дексиократуса). К этому типу, достаточно распространенному в Византии, принадлежала древняя икона Богородицы из Софийского собора в Новгороде (т.н. «Корсунская»), от которой сохранился оклад XII века. Этот образ привлек к себе особое внимание на рубеже XV–XVI веков, когда новгородские иконописцы выполнили многочисленные реплики с него как прямого, так и обратного извода (получил в XVII веке название «БогоматерьГрузинская»).

На рубеже XVII–XVIII веков иконография пережила новое рождение и обрела свое название в связи с проводившимися в Успенском соборе Московского Кремля силами царских иконописцев работами по поновлению находившихся в нем древних икон. Иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым среди прочих была поновлена древняя, возможно, привезенная из Новгорода икона Одигитрии такого типа. Тогда же образу была приписана легенда о его создании в Иерусалиме апостолом Лукой, привозе князем Владимиром после крещения из Корсуни и последующей отправке в Новгород, а также о перенесении в Москву Иваном Грозным. В начале XVIII века с поновленной иконы было выполнено большое количество огромных мерных и небольших списков, автором большинства которых был Кирилл Уланов и его ближайшие сподвижники.


К числу таких списков принадлежит и икона из собрания Музея Рублева, автор которой неизвестен. Она была написан в 1710 году по заказу курского купца Андрея Сидорова Скорнякова и вложена им вместе с драгоценным окладом в Нижне-Троицкую церковь. Икона стояла слева от Царских врат в иконостасе верхнего храма. (источник: http://icons.pstgu.ru)

Икона
Иерусалимская икона Богоматери
Школа: Новгород XV в.

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород.
Из новгородской церкви Петра и Павла.


Икона
Богоматерь Иерусалимская
Начало XVI в.

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль


Икона
Богоматерь с Младенцем (в типе Иерусалимской)
Школа: Новгород Первая половина XVI в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Икона
Богоматерь Иерусалимская
Школа: Москва Вторая половина XVI в.

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва


Икона
Иерусалимская икона Богоматери
Фалеев Семен
Школа: Калуга 1740 г.

Собор Георгия Победоносца «за верхом», Калуга



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.